vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Category:

Скучно жить без «диверсантов»

Вести Поморья 768 1.jpg

Смотрел новости, в которых показали сюжет об открытии памятного знака на Бакарице.
«Сегодня у культурного центра “Бакарица” открыли памятный знак, посвященный жертвам разрушительного взрыва в Архангельском порту. Прогремел он в октябре 1916-го года, и стал крупнейшей в истории поморской столицы техногенной катастрофой».
«Техногенная катастрофа»? Но в надписи на памятном знаке нет ни слова о техногенной катастрофе.


Вести Поморья 768 2.jpg

Техногенная катастрофа и диверсия – не одно и то же. Впрочем, дальше «открытий» было еще больше.


Вести Поморья 768 4.jpg

Инга Рудакова: «Взрыв судна «Барона Дризен» в порту Бакарица сегодня считают спецоперацией германской разведки столетней давности, чудовищно результативной».

В тексте, выложенном на сайте «Поморья», написано иначе: «Спецоперацию Германской разведки столетней давности, что было установлено в ходе расследования взрыва, сегодня можно назвать чудовищно результативной».

Журналисты часто склонны к преувеличениям и обобщениям. Что значат «сегодня считают спецоперацией германской разведки»? Кто считает? На основании каких фактов или документов? Нет ни фактов, ни документов, и комиссия, приехавшая из Петрограда, работавшая очень тщательно, причину взрыва «Барона Дризена» так и не установила.

Насколько я знаю, даже Вальтер Николаи, возглавлявший немецкую разведывательную службу во время Первой мировой войны, и написавший после выхода в отставку воспоминания, не упомянул взрыв «Барона Дризена» в Архангельске среди успехов немецкой разведки.

Среди немецких архивов, оказавшихся в распоряжении советских войск в 1945 году, информации о причастности немцев к этому взрыву, тоже вроде бы не было.

Нет упоминаний о том, что к взрыву «Барона Дризена» были причастны немцы, и в последних исследованиях западных историков, которые я читал (Макс Хейстингс «Первая мировая война» и Мартин Гилберт «Первая мировая война»).

Откуда такая уверенность, что без диверсии не обошлось? Дело в том, что если диверсии не было, то придется признать, что причиной взрыва «Барона Дризена» было обыкновенное разгильдяйство, а это, даже спустя сто лет, готовы признать не все.

Те, кто говорит о «диверсии» на Бакарице, не любят вспоминать о другом взрыве, случившемся позже, 13 января 1917 года. Во время разгрузки на Экономии ледокольного парохода «Семен Челюскин», тоже произошел взрыв, причинивший большие разрушения. Диверсия? А как же!.. А если подумать? «Зачем думать, трясти надо!».

«В разгар разгрузки ледокольного парохода на Экономии объявился вездесущий Мекленберг. И хотя диверсант был задержан, но несчастье, к которому он бесспорно приложил руку, предотвратить не удалось. …
Взрывом на Экономии занялась новая высочайше утвержденная следственная комиссия во главе с адмиралом Яковлевым. Однако повторилась история первой комиссии: виновников преступления не нашли.
Слугам царизма невыгодно было раскрывать тайну взрывов на Бакарице и на Экономии. Разоблачение иностранных разведок не входило в их задачу. Шпионаж и коррупция разъедали весь правительственный аппарат монархии до его верхних эшелонов».
(Г. Фруменков «Взрывы в порту» из сборника «Архангельск. 1584-1984. Фрагменты истории», Арх., 1984 г.).

Ректор Архангельского педагогического института Георгий Георгиевич Фруменков в 1984 году о взрыве на Экономии написал чушь. Не было на Экономии диверсантов, а был обыкновенный бардак и потрясающий пофигизм тамошнего начальства.

Во время выгрузки из трюма «Семена Челюскина» бочек с хлоратом натрия, две бочки загорелись. Огонь на одной из бочек рабочие потушили рукавицами, другую бочку подняли из трюма лебедкой, и выгрузили на берег, где ее тоже потушили. На пароход прибыла куча начальства – начальник грузового района «Экономия», портовый надзиратель, заведующий электрической станцией, вахмистр пожарной команды и дежурный транспортный офицер. Все помнили о взрыве парохода «Барон Дризен» на Бакарице, все знали о том, какой груз находился в трюмах «Семена Челюскина» (кроме бочек с хлоратом натрия в трюмах была еще взрывчатка), но начальник грузового района вскоре вообще ушел с парохода домой пить чай, ограничившись советом не катить бочки, раз они от этого загораются, а переносить их на руках, а оставшиеся стали решать – приостановить выгрузку бочек с хлоратом натрия, или продолжать разгружать пароход. Трое были за то, чтобы остановить выгрузку, но дежурный транспортный офицер приказал продолжать работу.

Через час загорелась другая бочка, а потом рвануло… Начали гореть и взрываться склады, спустя четыре часа загорелся и взорвался пароход «Байропеа» с грузом взрывчатых веществ, стоявший неподалеку.

Когда из Петрограда приехала комиссия адмирала Яковлева, и стала разбираться, что произошло, оказалось, что взрыв на Бакарице не стал уроком ни для комсостава «Семена Челюскина», ни для начальников, работавших на Экономии. Бочки с хлоратом натрия были погружены в трюм вместе с взрывчаткой (мелинитом), и когда горевшая бочка взорвалась, сдетонировал и мелинит. Склады на Экономии были забиты опасными грузами, т. к. их не успевали вывозить. Снаряды, гранаты, взрыватели зачастую лежали под открытым небом, у стен деревянных построек, рядом с путями, по которым ходили паровозы, из труб которых сыпались искры. Болотистая почва была завалена деревянными рейками, отходами лесозаводов. Сверху рейки ни землей, ни песком засыпаны не были. Канавы, которые могли остановить огонь, прорыты не были. Пожарная команда состояла всего из шестнадцати человек, но начавшийся пожар тушили четверо, т. к. один был убит, остальные разбежались. И т. д.

Но слово «диверсия» звучит гораздо привлекательнее, чем слово «халатность», поэтому и выбили это слово на памятном знаке, хотя за сто лет фактов, подтверждающих, что это была диверсия, так и не появилось.


Вести Поморья 768 3.jpg

Еще я обратил внимание, что оператор ни разу не показал крупным планом второй камень, на котором тоже укреплена доска с надписью.


Пам_знак_768.jpg

Поискал более четкую фотографию второй доски в Интернете – нашлась только такая, на сайте «Российской газеты» https://rg.ru/2017/08/02/reg-szfo/v-arhangelske-otkryli-pamiatnik-zhertvam-vzryvov-v-portu-bakarica.html. Жаль, ничего не видно, и то, что там написано, не прочитать. Уж не перечислены ли там те, кто дал деньги на этот памятный знак? Тогда этот памятный знак не только тем, кто погиб в 1916 году, а и тем, кто не смог побороть свое тщеславие. Съездить бы на Бакарицу, чтобы прочитать текст на второй доске, но очень уж далеко.

Прочитал текст под фотографией – у-у-у!.. «Отметим, что согласно результатам расследования взрыв был инициирован германской разведкой - вражеские диверсанты подорвали пароход "Барон Дризен"». Спроси Анну Чистякову, которая написала текст для «Российской газеты», какое «расследование» она имела в виду – не ответит, но «отметила». Полетели «утки» по Интернету…

Текст и видео выложены здесь
http://www.pomorie.ru/news/v-arhangelske-na-bakarice-otkrili-pamyatniy-znak
Tags: Первая мировая (Архангельск)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments