?

Log in

No account? Create an account
«Культур-мультур». Часть 2 - Солнце село в море и осветило рыбу
February 9th, 2019
03:00 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
«Культур-мультур». Часть 2
01_стр_Из Арх в Нью-Йорк_400

27 сентября 2016 года я увидел на одной из страниц газеты «Правда Севера» название новой рубрики «Морские истории». Статья, напечатанная на этой странице, называлась «Из Архангельска в Нью-Йорк – пароходом».

00_Из Арх в Нью-Йорк-пароходом 600

Рядом с заголовком статьи было написано «Ведущий рубрики – Евгений Тенетов, директор Северного Морского музея». Как это понять - «ведущий рубрики»? – подумал я. Можно быть ведущим концерта, ведущим корпоративного вечера, а о том, что может быть «ведущим рубрики», я узнал впервые. Я посмотрел на нижнюю часть страницы, где обычно печатается имя автора, написавшего стать, но ничего там не увидел. Впрочем, какая разница, решил я, где автор будет ставить свою фамилию, вверху или внизу страницы, главное то, что директор Северного Морского музея сможет удивить чем-то новым и неизвестным. Начал читать…


02а_Не ЦАРЬ, а СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ 800

Сразу бросилась в глаза подпись под фотографией «Пароход “Царь” на пристани дальнего плавания». На самом деле это не пароход «Царь», а ледокольный пароход «Соловей Будимирович», а за «Соловьем Будимировичем» стоит «Канада». Я понимаю, что директор музея – не научный работник. В первую очередь директора должно интересовать, чтобы сотрудники музея вовремя получали зарплату, чтобы крыша музея не протекала, чтобы из окон не дуло, чтобы уборщицы и гардеробщицы не пили на работе, но если директор решил еще и статью для газеты написать, так не грех показать её сотрудникам музея, чтобы те проверили, всё ли правильно в ней написано, и правильно ли подписаны фотографии.


02в_Не ЦАРЬ_800

Так же фотография была подписана и на сайте газеты http://pravdasevera.ru/-5yydhv3s
Сегодня посмотрел – за два с лишним года так и не исправили.


Тенетов_фото 600

Но то, что Тенетов – «ведущий рубрики», там было упомянуто.

В начале статьи Тенетов писал: «…сейчас мало кто вспоминает о том, что с 1914 по 1916 год между Архангельском и Нью-Йорком было налажено регулярное водное сообщение».

Почему «мало кто вспоминает»? Кондукторы в автобусах и кассиры в магазинах, скорее всего, не то что «мало вспоминают», а вообще об этом ничего не знают, но все, кто мало-мальски интересуется историей Первой мировой войны, прекрасно знают о том, какую важную роль играл тогда Архангельский порт.

«На комфортабельном лайнере «Царь» можно было доехать до Нью-Йорка за какие-то 10-12 дней».

Доехать? На лайнерах? Лайнеры по морю не ездят, а ходят, и директор Северного Морского музея должен об этом знать.

Прочитав следующий абзац, я понял, что вижу что-то очень знакомое.

Тенетов: «Трансатлантический океанский лайнер «Царь» был построен в 1912 году (спущен на воду 23 марта 1912 года) компанией Barclay Curle & Company Ltd. в Шотландии на верфи в Глазго по заказу для Русского Восточно-Азиатского общества – дочернее предприятие датской East Asiatic Company».

Я открыл в Википедии статью «Царь (пароход, 1912)» https://ru.wikipedia.org/wiki/Царь_(пароход,_1912).

Википедия: «Царь (англ. Czar) — пассажирский пароход, океанский лайнер (часто использовался как военный транспорт для перевозки войск) построенный в 1912 году (спущен на воду 23 марта 1912 года) компанией Barclay Curle & Company Ltd. в Шотландии на верфи в Глазго (Glasgow) для Русского Восточно-Азиатского общества — дочернее предприятие датской East Asiatic Company».

Дальше стало совсем уныло.

Тенетов: «В первый рейс Либава – Копенгаген – Нью-Йорк пароход «Царь» вышел 30 марта 1912 года из Либавы (Латвия) и прибыл в Нью-Йорк 13 июня 1912 года».

Википедия: «В первый рейс Либава — Копенгаген — Нью-Йорк пароход «Царь» вышел 30 марта 1912 года из Либавы (Латвия)[1] и прибыл в Нью-Йорк 13 июня 1912 года».

Тенетов: «Русское Восточно-Азиатское общество было основано в Санкт-Петербурге в 1899 году как первое дочернее предприятие образованной за два года до этого датской Восточно-Азиатской компании. Общество владело целой флотилией современных пароходов, которые регулярно курсировали на пассажирских линиях, возили грузы и морскую почту».

Википедия, из статьи «Русское Восточно-Азиатское общество (1899)»:
«Русское Восточно-Азиатское общество (1899—1918) было основано в Санкт-Петербурге как первое дочернее предприятие образованной за два года до этого датской Восточно-Азиатской компании. Общество владело целой флотилией современных пароходов, которые регулярно курсировали на пассажирских линиях, возили грузы и морскую почту».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русское_Восточно-Азиатское_общество_(1899)

Тенетов: «Надо сказать, что билет до Нью-Йорка в первом классе стоил по тем временам очень приличных денег – 170 рублей, во втором – 135, в эмигрантском – 85; за ребёнка от одного года до 12 лет плата составляла 42 рубля; за грудного ребёнка – пять рублей».

Википедия: «Билет до Нью-Йорка в первом классе стоил 170 рублей, во втором — 135, в эмигрантском — 85; за ребенка от одного года до 12 лет плата составляла 42 рубля; за грудного ребенка — 5 рублей».

Отсюда http://kruiznik.ru/forum/viewtopic.php?p=7520 Тенетов вырвал строки, написанные о «Царице», близнеце «Царя», и вставил их в свою статью.

Тенетов: «С 1916 года «Царь» привлекался Морским ведомством для перевозки военных грузов и снаряжения из Англии в Архангельск».

Kruiznik.ru: «Со 2 апреля 1916 года привлекался Морским Ведомством для перевозки военных грузов и снаряжения из Англии в Архангельск».

Евгений Тенетов: «Летом-осенью 1919 года «Царь» приходил в Архангельск трижды под русским флагом, но с английским экипажем и вывозил в Англию войска интервентов»

Kruiznik.ru: «С лета до осени 1919 года он приходил в Архангельск под русским флагом, но с английским экипажем и вывозил в Англию войска интервентов».

Ну, и так далее. Поняв, что текст не оригинальный, а что-то вроде «Интернет-окрошки», я посмотрел, есть ли под статьей примечание «При написании статьи использовались материалы из Интернета». Такого примечания не было.


04_заголовок о Дрейере_800

11 октября 2016 года в «Правде Севера» появилась статья «За что убили капитана Дрейера?». Статья не была подписана, но рядом с заголовком, как и 27 сентября, было написано «Ведущий рубрики – Евгений Тенетов».

Почему Дрейера «убили», подумал я? В мае 1919 года в Архангельске Дрейера судили в соответствии с законами Российской империи, приговорили к смертной казни и расстреляли в соответствии с приговором. Если Дрейера «убили», тогда можно сказать, что и Кейтеля «убили», и Чикатило. А вот Анисима Вельможного действительно убили, когда он, после того, как бежал с Мудьюга, пробрался в Архангельск, пытался избежать ареста, и был застрелен белыми в каком-то дворе. И Петра Герардовича Минейко после того, как большевики вернулись в Архангельск, тоже убили, потому что не было ни суда, ни приговора, и даже неизвестно, где его застрелили, в каком-то доме или на улице. Тело нашли на улице, но, вполне возможно, что его просто бросили там.

Кстати, Дрейер не был капитаном. Боевыми и вспомогательными кораблями ВМФ командовали, и до сих пор командуют, не капитаны, а командиры.


05_Дрейер_фото_Багриновского 800

На той же странице, внизу, была напечатана фотография, которую я сразу узнал. Мне да не узнать!


07_4 ноября 2015 ЖЖ

Фотография из альбома 46-го британского полка Королевских фузилеров, который я нашел в Интернете осенью 2015 года. Фотографии там очень большие, поэтому эту фотографию пришлось уменьшать, резать, прибавлять яркости, чистить «мусор». Потратив на обработку около часа, 4 ноября 2015 года я выложил ее здесь https://vaga-land.livejournal.com/944199.html


06_За что убили 800

Фотография до сих пор лежит на сайте «Правды Севера» http://pravdasevera.ru/society/-85vksz42 и там уже нет никакого «ведущего рубрики». Под статьей написано – Евгений Тенетов. Странно, на газетном листе – «ведущий рубрики», на сайте – автор статьи. Вспомнился фильм «Бриллиантовая рука» («Лёгким движением руки брюки превращаются…»).

Стал читать статью. Евгений Тенетов писал: «…недаром его в 28 лет назначили первым капитаном самого современного ледокола в мире».

Не был Дрейер первым, ни капитаном, ни командиром.

«В начале октября [1916 г.] «Святогор» вернули в Ньюкастл для завершения работ по корпусу, внутренней отделке и монтажу палубных устройств. К этому времени туда прибыл русский экипаж ледокола во главе со старшим лейтенантом К. К. Неупокоевым. … В середине мая в Англию направили контр-адмирала А. К. Цвигмана, ранее командовавшего «Ермаком». Он в июне благополучно привел новый ледокол в Архангельск».
(Владимир Андриенко «Ледокольный флот России. 1860-е - 1918 гг.»).


09_Неупокоев 400

Фотография Неупокоева из альбома «Ледокол “Красин”. История в фотографиях» (М., издательство Paulsen, 2016 г.).


08_Не команда 800

Это не команда «Святогора». В команде было около 120 человек, а здесь, скорее всего, члены судового комитета ледокола. В двадцатые годы в Архангельске, как и во всей Советской России, был своего рода культ «павших героев»: переименовывались улицы и площади, ставились памятники на могилах, время от времени произносились речи и печатались статьи в газетах. Вместе с тем, хотя фамилии снимавшихся в марте 1918 года были известны, никто не попытался установить, кто из них кто (известен только Терехин).


10_крепостная арт 500

Откуда на Мудьюге взялась крепостная артиллерия, если там не было крепости? Да всё оттуда же, из Википедии, которая для некоторых, как и Пушкин – «наше всё».
Читаем статью «Дрейер, Николай Александрович фон».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дрейер,_Николай_Александрович_фон
Статья небольшая, и написана каким-то примитивным языком, как будто писал школьник-троечник.
«1 августа 1918 года английская эскадра подошла к острову Мудьюг и открыла огонь по крепостной артиллерии».

Когда Тенетов писал статью, вставляя в нее целые куски из Википедии, можно было найти этому объяснение, дескать, торопился человек, а то, что не упоминал Википедию, так кто же ее упоминает! Википедия – как воздух, как вода, без нее в Интернете жизни нет, а мы, когда дышим, не говорим ведь: «Я вдохнул… Я выдохнул… Я снова вдохнул…». А вот то, что он вставил в статью куски из статьи другого журналиста «Правды Севера», не упомянув этого, это удивительно.

Евгений Тенетов:
«Вот что вспоминает кочегарный старшина «Микулы Селяниновича» Лемешко: «… со «Святогора» получили радиотелеграмму, в которой сообщалось, что команда приступила к затоплению «Святогора» на самом узком месте фарватера, дабы заградить фарватер для входа судов союзников. Одновременно был получен приказ и нам, чтобы мы немедленно поступили так же, как и командир «Святогора» тов. Дрейер; но мы ответили, что наше судно как главную защиту города Архангельска мы топить не станем. Немедленно было сделано собрание, на котором решили идти в порт, где и отстаивать интересы Соввласти. Подойдя к «Святогору», мы увидели, что таковой потоплен и команды на нём нет никого; затоплен он был очень плохо: носовая часть была погружена, а кормовая была почти наружу. Мы решили его обойти и держать путь в Архангельск. Было три часа дня, когда, делая обход «Святогора», мы сели на мель и задним ходом сойти не могли. Подошедший к нам на помощь тральщик тоже не мог стащить нас, так что мы вынуждены были оставить судно. После совещания мы приступили к снятию замков с орудий, и, забрав некоторые главные предметы и пулемёты, мы погрузились на тральщик».

Отрывок из статьи Сергея Доморощенова, напечатанной в «Правде Севера» 24 сентября 2008 года.
«Вот что рассказывал кочегарный старшина «Микулы Селяниновича» Лемешко (имя и отчество его не названы): «... со «Святогора» получили радиотелеграмму, в которой сообщалось, что по распоряжению адмирала Викорста (Николай Викорст, командующий флотилией Северного Ледовитого океана, перешедший к белым. - С.Д.) команда приступила к затоплению «Святогора» на самом узком месте фарватера, дабы заградить фарватер для входа судов союзников. Одновременно был получен приказ и нам, чтобы мы немедленно поступили так же, как и командир «Святогора» тов. Дрейер; но мы ответили, что наше судно, как главную защиту города Архангельска, мы топить не станем. Немедленно было сделано собрание, на котором решили идти в порт, где и отстаивать интересы Соввласти (...) Подойдя к «Святогору», мы увидели, что таковой потоплен и команды на нём нет никого; затоплен он был очень плохо: носовая часть была погружена, а кормовая была почти наружу. Мы решили его обойти и держать путь в Архангельск. Было три часа дня, когда, делая обход «Святогора», мы сели на мель и задним ходом сойти не могли. Подошедший к нам на помощь тральщик тоже не мог стащить нас, так что мы вынуждены были оставить судно. После совещания мы приступили к снятию замков с орудий, и, забрав некоторые главные предметы и пулемёты, мы погрузились на тральщик».

В статье Тенетова я увидел и другие части текста статьи Доморощенова.

Тенетов: «Жена Николая фон Дрейера Анна в 1920 году эмигрирует в Норвегию вместе с дочерью, которой тогда не было и двух лет. В эмиграции Анна Северьяновна переписывалась с матерью Дрейера Екатериной Николаевной, оставшейся в России, однако переписка прекратилась в тридцатые годы. Екатерина Николаевна Дрейер умерла в Ленинграде во время блокады.

Доморощенов: «Анна в 1920 году эмигрирует в Норвегию вместе с дочерью Верой, которой тогда не было двух лет. (Анна Северьяновна переписывалась с матерью Дрейера Екатериной Николаевной. Переписка прекратилась в тридцатые годы. Екатерина Николаевна умерла в Ленинграде во время блокады)».

Впрочем, возможно, Тенетов и не подозревал, что Доморощенов писал о Дрейере в 2008 году, потому что эти фрагменты в 2016 году были выложены здесь https://www.proza.ru/2016/04/10/1362 и Тенетов мог взять их отсюда.


11_май 2016 в жур 400

Позже мне в руки попал майский номер журнала «PLUS» за 2016 год (№4), главным редактором которого является, и я понял, что на этот раз ему вообще не понадобился Интернет. Он просто скопировал текст статьи «Капитан Дрейер. Путь на эшафот», напечатанной в этом номере журнала.


12_заголовок о Дрейере в жур 600

Правда, под заголовком статьи в журнале написано, что автор статьи – Сергей Лебедев, а в газете его имя исчезло, осталось имя «ведущего рубрики».


Дрейер_оконч_подп_Тенет_600

Зато на сайте газеты «Правда Севера» автор статьи - Евгений Тенетов. Снова «лёгким движением руки брюки превращаются…»?




Третья статья «ведущего рубрики» называлась «Чаплин – английский шпион» («Правда Севера», 25 октября 2016 г.).
http://pravdasevera.ru/blogers/-6efzdkgm
Название хлёсткое, но неверное, впрочем для Тенетова, как я понял, главное - чтобы свисток получился громким. Только весь пар ушел в свисток, потому что ничего оригинального о Чаплине Тенетов не написал. Статья написана на основе статьи «Чаплин, Георгий Ермолаевич» из Википедии. Оттуда же и фотография Чаплина https://ru.wikipedia.org/wiki/Чаплин,_Георгий_Ермолаевич

Тенетов: «Георгий Чаплин, корабельный гардемарин, в 1907- 1908 годах совершил заграничное плавание на линейном корабле «Слава», участвовал в спасении пострадавших от землетрясения в городе Мессина, служил на Балтийском флоте, 1912 - произведён в лейтенанты, 1914 – окончил военно-морской отдел Николаевской морской академии.
Во время Первой мировой войны служил на базировавшейся в русском порту Либаве британской подводной лодке Е1».

Википедия: «В мае 1907 года был произведён в корабельные гардемарины. В 1907- 1908 совершил заграничное плавание на линейном корабле «Слава», во время которого участвовал в спасении пострадавших от землетрясения в городе Мессина… Служил на Балтийском флоте… С 1912 года — лейтенант. Окончил военно-морской отдел Николаевской морской академии…
Участник Первой мировой войны, в октябре 1914 — июле 1915 года служил на базировавшейся в русском порту Либаве британской подводной лодке Е1…».

Тенетов: «Однако переворот не был поддержан основными политическими силами… В результате Чаплин и Старцев были вынуждены сложить полномочия…».

Википедия: «Однако переворот не был поддержан основными политическими силами... В результате Чаплин и Старцев были вынуждены сложить полномочия».

И так далее… Есть ли упоминание о том, что статья написана на основе материалов, выложенных в Интернет? Нет.


15_Ломоносов (фото из ПС) 800

Четвертая статья называлась «Шхуны, которые мы потеряли» («Правда Севера», 8 ноября 2016 г.).
http://pravdasevera.ru/life/-y70j9xgc

Присмотрелся к фотографии шхуны «Ломоносов» (бывший «Эклипс») – ой, это же фотография с моей страницы «ВКонтакте».


Ломоносов на промыслах 800

Фотография на сайте «Правды Севера».


16_ЛОМОНОСОВ ВК 30 окт 2016 800

Фотографию я переснял из книги Отто Свердрупа «Под русским флагом» (М., «Paulsen», 2014 г.), в читальном зале РНБ, в Петербурге. Уменьшил до размера 1279х957, обработал и выложил её 30 октября 2016 года. В нижней части снимка поставил водяной знак, потому что надоело смотреть, как фотографии растаскивают все, кому не лень, потом выставляют у себя, и ссылок не дают, вроде как они сами эти фотографии сканировали, переснимали и обрабатывали. Так этот водяной знак, для того, чтобы напечатать фотографию в «Правде Севера», Тенетов просто обрезал. Я ничего не имею против того, чтобы люди брали фотографии для себя, но на «Правду Севера» я не собирался работать.


Ломоносов_2фото_800

Неужели в Северном морском музее нет фотографии «Эклипса»/»Ломоносова»? Есть, и не одна. На странице Северного Морского музея в «ВКонтакте» до этого были выложены две фотографии «Ломоносова», причем большие, пусть и с водяными знаками музея. Почему Тенетов не воспользовался одной из этих фотографий – не понимаю. То ли эта страница и директор музея существуют в параллельной реальности, и директор не знает, что в фондах есть эти фотографии, то ли музейные фотографии «за бесплатно» Тенетов показывать не хочет («А шо его пробовать? Сало як сало»). Что касается самой статьи, то в ней я не нашёл ничего нового, всё сто раз жёвано-пережёвано в Интернете.


22_Святой Георгий 400

Пятая статья «Святой Георгий. Субмарина для Архангельска» была напечатана в «Правде Севера» 22 ноября 2016 г. http://pravdasevera.ru/-w4e2u5xx


23_Фото предоставлено автором 600

В статье впервые появилась подпись «Фото предоставлено автором», т. е. Евгением Тенетовым. Как это понять? Не думаю, что хотя бы одна из показанных фотографий подводной лодки «Святой Георгий» досталась Тенетову от прадедушки. Все они взяты из Интернета, почему бы так и не написать?


25_Св Георгий сайт ПС 2 800

Одну из этих фотографий, там, где на лодке стоят американские солдаты, я нашел на американском сайте десять лет назад, и за это время она разлетелась по Интернету, так что трудно сказать, откуда ее скопировал Тенетов.


24б_подводная лодка ВКонтакте

Другую фотографию, ту, что в верхней части страницы, выложил 25 марта 2016 года в «ВКонтакте» https://vk.com/photo46169141_404755362?rev=1 Анатолий Кокорин, купивший её цифровую копию в областном архиве. Подпись под фотографией «Архангельск, подводная лодка "Святой Георгий" на разборке "Рудметаллторгом" на Бакарице в 1925 году, автор фото Поплавский А. А., из фондов ГААО». А почему такой подписи нет под фотографией в статье?

Что касается текста статьи, то и здесь то же самое – вся статья «творчески переработана» и «слеплена» из фрагментов текстов, выложенных в Интернете, но и в этой статье слова «Интернет» нет.


СвГеоргий_окончание_600

В газете статья была без подписи, но на сайте «Правды Севера» - снова с подписью. Сказочное превращение. «Фея прикоснулась к ее желтой толстой корке своей волшебной палочкой, и пустая тыква сразу превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колес».

Заканчивался 2016 год, и я надеялся, что, может быть, в 2017 году в статьях директора Северного Морского музея Евгения Тенетова появится что-то новое и интересное. Ну, не может, думал я, взрослый человек, директор музея, учившийся на историческом факультете, писать статьи, состоящие только из текстов, взятых из Интернета.

Окончание следует.

Tags:

(3 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:a_kuryatkov
Date:February 9th, 2019 08:14 am (UTC)
(Link)

Рядом с заголовком статьи было написано «Ведущий рубрики – Евгений Тенетов, директор Северного Морского музея». Как это понять - «ведущий рубрики»? –

Написано правильно, современный термин, загляните в словари, поймете.
______

В начале статьи Тенетов писал: «…сейчас мало кто вспоминает о том, что с 1914 по 1916 год между Архангельском и Нью-Йорком было налажено регулярное водное сообщение».

Телевидение, радио, газеты, СМИ действительно мало вспоминают. Вот если бы он написал "...сейчас мало кто знает о том....." другое дело.
Сергей Лебедев тоже так начинает свою статью
"Но мало кто вспоминает об архангельской странице..."
_______

«На комфортабельном лайнере «Царь» можно было доехать до Нью-Йорка за какие-то 10-12 дней».
Доехать? На лайнерах? Лайнеры по морю не ездят, а ходят, и директор Северного Морского музея должен об этом знать.


Лайнеры действительно ходят, команда корабля тоже ходит, пассажиры ездят.
И если при разговоре один человек скажет, я ходил до Нью-Йорка, а другой я ездил в Нью-Йорк, сразу понятно кто из них пассажир.
________

В статье впервые появилась подпись «Фото предоставлено автором», т. е. Евгением Тенетовым. Как это понять?

Думаю, что это редакция перестраховывается, в случае, если найдется правообладатель фотографий, редакция тут ни причем, ответственность на авторе статьи.
[User Picture]
From:vaga_land
Date:February 9th, 2019 01:07 pm (UTC)
(Link)
1. "...загляните в словари, поймете".

Вы, видимо, не обратили внимание на то, что речь шла о событиях более чем двухлетней давности. Не буду же я писать подробно о таких мелочах, как "но потом я стал разбираться и понял...", а осенью 2016 года - да, удивился.

2. "Телевидение, радио, газеты, СМИ действительно мало вспоминают".

А почему они должны часто вспоминать, т. е. показывать, говорить и писать? Был 100-летний юбилей начала ПМВ - показали, сказали, написали, а дальше пошли другие темы, другие юбилеи. На днях умер Сергей Юрский. Поговорили, повспоминали - не будут же о нем вспоминать каждый следующий месяц.

3. "Вот если бы он написал "сейчас мало кто знает о том..."".

Так кто не знает, тому и не вспоминать нечего, а кто знает, тот и помнит, и вспоминает. Тенетов считает, что "вспоминать", значит, только упоминать кого-то или какие-то события на ТВ, в газетных и журнальных статьях? Это не так.

Edited at 2019-02-09 01:08 pm (UTC)
[User Picture]
From:a_kuryatkov
Date:February 9th, 2019 04:56 pm (UTC)
(Link)
Не знаю когда появился термин "ведущий рубрики", по моему лет 10-15, или больше, чаще его слышишь об теле и радиоведущих. Ведущий рубрики новостей, например.

Газетная статья живет не долго, да и объем не тот. Прочитал и выбросил, забыл про нее. Не стоит она такого тщательного разбора.

Другое дело книга или журнальная статья, подход другой. Хорошую книгу повторно приятно взять в руки с полки дома.
Книга дольше живет, к ней чаще обращаются, ссылаются на нее. Потому и ошибок (опечаток) должно быть как можно меньше. Ссылки на источники должны стоять, если статья научного характера.
. Powered by LiveJournal.com