vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Categories:

Курица не птица, Архангельск не столица. Часть 2

22_Арх Из прошлог в наст 300

Книгу «Архангельск – столица Русского Севера» издали к 430-летию города, поэтому без раздела, посвященного истории Архангельска, обойтись было нельзя. В третьем разделе «Архангельск – из прошлого в настоящее» пятьдесят три страницы. Текст стандартно-суховатый, с цитатами из работ Олеария, Крестинина, Фруменкова, Куратова, Овсянкина, и к тексту в этом разделе претензий нет. Удивили некоторые подписи под фотографиями, а больше всего удивило то, откуда были взяты эти фотографии.


23_550
01
Практически все старые фотографии в этом разделе взяты из интернета. Такое впечатление, что сел человек перед монитором, ввел в поисковик слова «старый Архангельск», и начал копировать все, что нашлось. Нашлось многое, 2013 год не 2003, в интернете уже было много фотографий и картинок, которые можно было взять для книги.


24_550
02
И фотографии из интернета, и планы… А подписи встречались такие, что впору было вздрагивать.


_24б,_800
03
Фотографии подписаны: «19, 22. Спасо-Преображенский собор в Соломбале. Начало ХХ в. АОКМ».

Только это не «начало ХХ века». Левая фотография была сделана во второй половине 1920-х годов, а правая – в 1883 году, и хранится фотография не в Архангельском областном краеведческом музее, а в Морском музее (Maritiem Museum), в Роттердаме. Фотограф – член голландской экспедиции к Новой Земле Вильям Грант (Grant, William J.A., 1851-1935) https://www.maritiemdigitaal.nl/index.cfm?event=search.getdetail&id=100124357


25_550
04
Верхняя фотография тоже сделана Грантом в Архангельске, в 1883 году. На голландском сайте она подписана неопределенно «Улица в Архангельске», но даже сейчас на фотографии легко узнать характерный изгиб Никольского проспекта в Соломбале. https://www.maritiemdigitaal.nl/index.cfm?event=search.getdetail&id=100124356


Никольский_2007_800
05
Я сканировал фотографию в 2007 году и выложил ее в журнале 29 октября 2007 года (пост «Никольский проспект в Соломбале») https://vaga-land.livejournal.com/158996.html. Помню, небо пришлось «чистить» весь вечер, очень «грязное» было. Где нашли снимок те, кто подбирал фотографии для книги – не знаю. Подписали ее в книге просто: «Соломбальское селение. Панорама Никольского проспекта». О том, кто был фотографом, где находится оригинал фотографии – ни слова.


Дом на Кузнечихе 800
06
Нижняя фотография на странице подписана так: «Панорама Соломбалы. Спасо-Преображенский собор и дом военного губернатора. Фото Я. И. Лейцингера. 1880-е гг. АОКМ».
Архангельский военный порт был упразднен в 1861 году, и в 1880-е годы в Архангельске не было ни военного губернатора, ни главного командира Архангельского порта, который раньше жил в этом доме. После упразднения порта дом был продан, и до наводнения 1881 года в нем находилось психиатрическое отделение больницы Приказа общественного призрения. Наводнение сильно повредило дом, и ремонтировать его не стали.


26_550
07
Фотографии в этом разделе – сплошная сепия, «под старину».


27_550
08

28_550
09

29_550
10
На 141-й странице четыре фотографии (№№52, 53, 54а, 54б). Фотографии подписаны: «52-54 – Ломоносовская площадь Архангельска. Начало ХХ века. АОКМ».
«Начало ХХ века», это как палочка-выручалочка для тех, кто не может определить, когда была сделана фотография. Только какое же это «начало ХХ века»?
На верхней фотографии городские чиновники, совершавшие ознакомительную поездку на трамвае перед открытием трамвайного движения, т. е. это 1916 год. Трамвай возле городской Думы – тоже 1916 год. Памятник Ломоносову, судя по фонарям – конец XIX века, а последняя фотография была сделана в 1899 году, когда в Архангельске встречали Великого Князя Владимира Александровича.


30_550
11
Впрочем, «начало ХХ века», которое вовсе не «начало», это еще не беда. Беда, это когда сознательно врут. Например, две верхние фотографии на этой странице подписаны так: «55, 58. Войска блока “Антанты” в Архангельске. 1919 г. АОКМ».


Поляки_2008_800
12
Только «АОКМ», т. е. Архангельский областной краеведческий музей тут не при чем. Нет в нашем музее этой фотографии, потому что это не фотография, а кадр из американской кинохроники. Из сюжета я нарезал девять кадров и выложил их 20 сентября 2008 года в своем журнале https://vaga-land.livejournal.com/210785.html (пост «Польский парад в Архангельске (из американской кинохроники, 1919 год)».


Амер_2008_800_2
13
Вторая фотография, с американцами из Signal Corps, может быть и есть в нашем краеведческом музее, но в интернет она была выложена американцем Майклом Гроббелом здесь http://pbma.grobbel.org/photos/finding_photos.htm, потом я выложил ее в своем журнале 29 ноября 2008 года (пост «Камера! Мотор!») https://vaga-land.livejournal.com/233122.html

И заодно – «Антанта» - военно-политический союз Франции, России и Великобритании. Если польский легион подчинялся французам, и на этом основании поляков с известной натяжкой можно считать «войсками блока “Антанты”», то американцы к «Антанте» никакого отношения не имели.


Не нац ополчение 1 800
14
На той же странице две фотографии во втором ряду подписаны так: «56, 59. Соборная площадь. Смотр войск национального ополчения. 1919 г. АОКМ». Только это не национальное ополчение, и не 1919 год. Слева фрагмент фотографии Якова Лейцингера, сделанной им в мае 1899 года.


Соборная площадь 1899 800
15
Позже на основе этой фотографии даже почтовую открытку напечатали. Найти в интернете эту открытку, чтобы понять, что снят не смотр войск национального ополчения в 1919 году, довольно легко. Почему не нашли – не знаю.


Не нац ополчение 2 800
16
Фотография справа – такие же «сапоги всмятку». Какой 1919 год, и какое «национальное ополчение», если на площади красные флаги, а вдали строй красноармейцев?

И так далее… На пятидесяти трех страницах сто восемь фотографий старого Архангельска, дореволюционного и советского, в среднем по две фотографии на страницу. А еще рисунки, гравюры, планы и карты, почти все тоже из Интернета. Удивительно, но из ста восьми старых фотографий я нашел одну, которую раньше не видел.


Строит Кузнеч моста 800
17
Вот эту, с подписью «Кузнечевский мост. Вид на Архангельск. 1910-е гг. АОКМ». Как она проскочила мимо меня?

Не могу понять, неужели никому из тех, кто подбирал фотографии для книги, не пришла в голову мысль сходить в областной краеведческий музей и в областной архив, потратить неделю, и отобрать несколько десятков фотографий, которые еще нигде не были напечатаны? Или дело в том, что за цифровые копии надо было заплатить? Да, за сотню фотографий (половина из музея, половина из архива) в 2013 году пришлось бы заплатить около 5 000 рублей. Для мэрии это была не такая уж большая сумма. Тогда в чем дело?

Может быть, дело было в том, что на подготовку книги к печати, написание текстов, подбор фотографий, иллюстраций, создание макета и т. п., была выделена определенная сумма, и тот, кто распоряжался деньгами, решил экономить? «Музею заплати, архиву заплати, а нам что останется?». И вообще, зачем платить, если в интернете все бесплатно, тем более, что главному заказчику было все равно, откуда взяты фотографии старого Архангельска. Его интересовало совсем другое.

Продолжение следует.
Tags: На чужом горбу...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments