?

Log in

No account? Create an account
Солнце село в море и осветило рыбу
January 7th, 2020
01:36 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Река Ширша, она же Ширшемянка, она же Лесная
Ширша разруш плотина 1935 вз

Фотография из книги Павла Фасонова и Елены Захаровой о строительстве Архангельского целлюлозно-бумажного комбината «Рождение гиганта. 1934-1940» (Архангельск, 2019 г.). Подпись под фотографией «Разрушенная плотина реки Лесной рядом с деревнями Ширши. Фото 1935 года».

В Ширше до 1862 года находился железоделательный завод Архангельского адмиралтейства. Река тоже называлась Ширшей, но в старых документах я встречал и другое название - Ширшемянка. А откуда взялась «река Лесная»? Открыл «Яндекс. Карты» - там написано «р. Ширша (Лесная)». Кто пытался дать реке новое название и когда? В тридцатые годы? В пятидесятые? Есть документ о переименовании? Или река Ширша стала Лесной точно так же, как Кузнечевское кладбище в Архангельске ни с того, ни с сего, стало Вологодским?

Ширша_1857_800 вз

Tags:

(10 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:georg_pik
Date:January 7th, 2020 11:15 am (UTC)
(Link)
В Государственном каталоге географических названий есть река Лесная, в разделе координаты примечание "верхнее течение р. Ширша".
[User Picture]
From:vaga_land
Date:January 7th, 2020 04:16 pm (UTC)
(Link)
Длина реки от Катунино до Северной Двины около 35 км. Начиная от Катунино на протяжении 21-22 км. Яндекс пишет "р. Лесная", а затем появляется другое название - "р. Ширша (Лесная)", и Ширшей (Лесной) она остается на протяжении 14-15 км. до впадения в Северную Двину.

В чем и вопрос - почему на протяжении более чем 200 лет река в районе плотин, где стояли заводы адмиралтейства и далее до Северной Двины, куда выводили баржи с готовой продукций, называлась Ширшей или Ширшемянкой, а в начале ХХI Яндекс добавил к ней второе название "Лесная"? Мало того - почему авторы книги решили, что плотина стояла на реке Лесной, хотя любой захудалый матросик, работавший там в середине XIX века, знал одно название - Ширша?

В верхнем течении река Ширша всегда была Лесной? Вполне возможно. Крестьяне, живущие выше по течению, там, где река разлилась, после того, как поставили плотину, и получилось озеро, называли ее Лесной? Тоже вполне возможно. Но возле плотины никто не называл реку Лесной. Почему кто-то решил, что к названию "Ширша" надо добавить "Лесная"?
[User Picture]
From:georg_pik
Date:January 7th, 2020 04:51 pm (UTC)
(Link)
Не пользуйтесь неавторитетными источниками.

Попытался найти, кто дает названия рекам - не нашел. Названия населенных пунктов утверждает правительство. Думаю, что с и реками уровень должен быть не намного ниже.
[User Picture]
From:vaga_land
Date:January 7th, 2020 10:13 pm (UTC)
(Link)
"Названия населенных пунктов утверждает правительство. Думаю, что с и реками уровень должен быть не намного ниже".

Во-первых, если не знаете, то не занимайтесь гаданием на кофейной гуще.

Во-вторых, на Яндекс-карте Архангельска и Кузнечевское кладбище Архангельска значится как Вологодское, поэтому я не думаю, что когда кто-то решил нанести на Яндекс-карту название "р. Ширша (Лесная)", то этот кто-то выяснял, утверждено это название правительством или нет?

В-третьих, судя по разговорам с вами в течение последних месяцев, человек вы вздорный и обидчивый, и учиться на своих ошибках не умеете. Вы для чего написали "Не пользуйтесь неавторитетными источниками"? Где вы нашли "неавторитетные источники", и почему вы решили, что я ими "пользуюсь"? Вы даже не стали затруднять себя, чтобы ваши слова были более-менее понятными, потому что вы снова вышли из кустов с оглоблей наперевес, и голова ваша занята другой мыслью: "Шас я тя уделаю!". Сколько раз вы так делали? Каждый раз это заканчивалось одинаково - вы уходили в кусты, тихо говоря: "Зато в следующий раз - ужо тебе!". Не надо продолжать этот разговор, потому что он не доставляет мне никакого удовольствия.
[User Picture]
From:georg_pik
Date:January 8th, 2020 07:00 am (UTC)
(Link)
Яндекс-карты - это неавторитетный источник. На гугл-картах тоже есть названия, которых не существует более 50 лет.

Есть авторитетный источник: Государственный каталог географических названий. Им и надо пользоваться.
[User Picture]
From:vaga_land
Date:January 8th, 2020 11:42 am (UTC)
(Link)
Видите, вы даже не понимаете, что такое источник. Какой смысл с вами разговаривать, если вы, прочитав что-то написанное другим человеком, даже не пытаетесь понять, что имелось в виду, придаете написанному свой смысл, и сразу начинаете опровергать.

Объясняю медленно. Сначала речь шла о подписи под фотографией из книги, изданной в 2019 году "Разрушенная плотина реки Лесной рядом с деревнями Ширши".

Затем речь пошла о "Яндекс. Картах", потому что там от трассы Архангельск-Новодвинск до Северной Двины написано "р.Ширша (Лесная)".

Далее пошли мои вопросы ("Кто пытался дать реке новое название и когда? <...> Есть документ о переименовании?").

Вот тут-то у вас и произошел сбой. Вы оказались на развилке, и из-за особенностей вашего мышления пошли не по той дороге. Постараюсь объяснить, в чем ваша ошибка.

Раз вы написали: "Не пользуйтесь неавторитетными источниками", значит, вы решили, что "Яндекс. Карты" для меня авторитетный источник. Верно? Вы перепутали Божий дар с яичницей, потому что в данном случае "Яндекс. Карты" не то что не были для меня "авторитетным источником, они даже не были для меня "источником".

Я понятно объясняю? Могу объяснить на примере. Разговаривают два человека. Один говорит:
-Вчера ездил за город, рыбачил на Ширше.
Второй спрашивает:
-На Лесной?
-Почему на Лесной?
-Потому что у нее два названия, Ширша и Лесная. На "Яндекс. Картах" так написано.
Вот в этом случае для того, кто сказал, что "так написано", "Яндекс. Карты" - действительно, источник, и ему можно сказать, что "Яндекс. Карты" не тот источник, которому можно доверять.

Сказать кому-то "Не пользуйтесь неавторитетными источниками" можно только в том случае, если ваш собеседник ссылается на сайт, книгу, ТВ-передачу, как на доказательство своей правоты. Если бы я написал: "Река Ширша позже получила второе название Лесная", и для подтверждения сослался на "Яндекс. Карты", тогда ваша реплика была к месту.

Только вас, когда вы в очередной раз выходите из кустов с оглоблей, не интересует то, что я сказал. Для вас главное то, что вы подумали. Помните, что говорил Уленшпигель? "Пепел Клааса стучит в мое сердце". А в ваше сердце стучат обиды, которые вы после каждого разговора со мной бережно складываете в мешочек и носите на своей груди, как Уленшпигель носил пепел сожженного Клааса.

Обида и злость - сильные чувства, которые могут эмоционально если не украсить, то раскрасить яркими красками любой разговор, даже ведущийся на повышенных тонах. Только не в вашем случае, потому что у вас нет чувства слова, вы не понимаете о чем говорит собеседник, и оттого ваша обида быстро приобретает детский характер ("Он у меня любимое ведерко отобрал, а я ему за это совочек песка в лицо брошу").

Кроме того, что у вас нет чувства слова, у вас есть еще одна не совсем хорошая черта - в разговоре вы быстро сбиваетесь на поучения. У вас нет ни жены, ни детей, ни внуков? Подчиненных на работе тоже нет, или есть, но они пропускают ваши поучения мимо ушей, а это вам вдвойне обидно, и вы ищете отдушину в интернете?

Это ведь вы написали: "Не пользуйтесь неавторитетными источниками", верно? Что вы видите в этом комментарии? Ничего особенного? Кто-то допустил ошибку, а вы на нее своевременно указали, так? Это вы так думаете, на самом деле, этот комментарий признак того, что ваша психика не в порядке. У всех, кому хочется учить, поучать, раздавать "ценные указания", психика не в порядке. В реальной жизни такие люди, как вы, попадаются не каждый день, но довольно часто: в магазине, на почте, в автобусе, в кафе, в поезде... И в интернете, конечно, как же без него.

Пытаться объяснить этим людям, что они в чем-то неправы, бесполезно. Вам - тоже. Сколько раз мы с вами разговаривали? Семь? Восемь? Хоть раз вы сказали: "Да, я был неправ"? Ни разу! Какой смысл мне с вами разговаривать? Вы не мой друг, не родственник, общение с вами не поднимает мою самооценку, и единственный результат от разговоров с вами - понимание того, что я снова зря потратил кучу времени. Зачем мне это надо? За то время, что я пишу этот комментарий, я бы написал пост о книге "Поединок" Куприна, увиденной недавно в "Букинисте".

Не пытайтесь мне больше указывать, чем я должен пользоваться, а чем не должен. Хотите кого-то поучать - заведите собаку, а мне с вами разговаривать не-ин-те-рес-но.
[User Picture]
From:nadezda0704
Date:January 7th, 2020 03:53 pm (UTC)
(Link)

Муж говорит еще называли Таракановкой, и Ширшимянкой.

[User Picture]
From:vaga_land
Date:January 7th, 2020 04:28 pm (UTC)
(Link)
Да, в старых документах название Ширшемянка/Ширшимянка встречалось, Таракановка - нет. Может быть, такое название применялось только в устной речи.

В Соломбале раньше было две небольшие речки - Курья и Соломбалка. Соломбалку на рубеже 19 и 20 веков стали постепенно засыпать, но "хвостик", там, где сейчас проходит улица Закемовского существовал довольно долго. Этот остаток Соломбалки превратился в речку Костюшку, причем название было устойчивое, даже в 1907-1908 гг. в газете "Архангельск" такое название встречалось. Как появилось это название - неизвестно. Почему Костюшка? Когда речку полностью засыпали, тогда и название исчезло.

Точно также непонятно, почему Ширша вдруг превратилась в Ширшемянку. Филологов наш пединститут во времена СССР выпекал как пирожки, а этим вопросом никто не занимался.
[User Picture]
From:vaga_land
Date:October 23rd, 2020 04:13 pm (UTC)
(Link)
Нет, не писал.
.https://vk.com/id263040942 Powered by LiveJournal.com