vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Category:

«Благодетель» Яков Макаров

ШЕСТОЙ Макарова Нач.ХХ века 800 copy

Пароход «Шестой» Якова Макарова на Кузнечихе. Начало ХХ века.

Недавно неожиданно узнал, что мифотворцам, пишущим о старом Архангельске, мало одного Лейцингера, они принялись сооружать виртуальный монумент архангельскому промышленнику и купцу Якову Макарову, владельцу заводов, бань и пароходов. Читая статью Алексея Митрофанова о пароходстве Макарова, узнал, что «Макаров понимал, что для полноценной городской инфраструктуры подобные [пригородные] рейсы являются жизненно необходимыми. Именно это соображение – а не извлечение сверхприбыли – было для него главным».
Хорошо, что это не услышат и не прочитают люди, жившие в Архангельске и пригородных деревнях более ста лет назад. В том-то и дело, что главным для Макарова была прибыль, а безопасность судов и пассажиров была на втором месте. В начале ХХ века об этом было хорошо известно, и архангельские газеты писали об «историях» с макаровскими пароходами каждую навигацию. «Экономия» на оплате труда капитанов, матросов и кочегаров приводила к тому, что люди за место не держались, поэтому не только пьянство во время рейсов, но и драки с пассажирами были обычным явлением.
Кстати, непонятно почему считается, что пароходы тогда все звали «макарками». Ни в старых газетах, ни в документах тех лет это название не встречается. Похоже, «вброс» был сделан в советское время, но кто первый сказал «мяу», не знаю.

На пароходе акционерного речного пароходства.

Случаи поразительных безобразий и буйств, учиненных командами пароходов этого злосчастного предприятия, повторяются ежегодно с какой-то периодической правильностью. Первый очередной скандал в текущую навигацию был устроен командой парохода «Первый», в среду, 25 мая.
Пароходик отошел от Буяновой пристани, направляясь в Соломбалу, в 7 часов вечера. Командовал им некий Шилов с помощником П. Вощиковым. Вощиков был пьян и еле держался на ногах.
В пути, когда пароход уже вышел на речной рейд, Вощиков отправился проверять билеты. Начал он свое шествие с помещений 2-го класса, где большинство пассажиров составляли рабочие, ехавшие в Маймаксу. Были среди них и пьяные.
Определенно сказать, с чего начался скандал, трудно. Вощиков утверждает, что он стал требовать билет у одного рабочего – Ф. Столбихина, а тот стал его ругать и заявил, что он сам бывший Макаровский служащий и брать билетов не желает. Очевидцы же, всей массой утверждают, что Вощиков «привязался» к Столбихину, потому что последний вздумал на пароходе распевать песни, и когда Столбихин не выдержал ругани и стал отвечать, Вощиков ударил его кулаком по лицу и сбросил со скамьи на пол.
На шум и крик драки прибежал с мостика командир Шилов и еще какой-то служащий на пароходе, пьяный не меньше Вощикова, и дружными усилиями начали увечить Столбихина. Его в кровь избили кулаками, а затем стали топтать в бока и грудь прямо сапогами. Заодно со Столбихиным был жестоко и также в кровь избит рабочий Н. Марзухин, с завода Кыркалова. Марзухина также сбили с ног и топтали ногами.
Во время этой расправы пароход шел без командира, по воле речных волн, пока к штурвалу не встал случайно ехавший на пароходе какой-то матрос.
По прибытии в Соломбалу возмущенная публика потребовала составления протокола и снятия с судна перепившейся команды. Так как лиц, облеченных властью составлять протоколы, на пристани не было, значительная часть очевидцев разошлась, предварительно сообщив о происшествии в управление порта.
Позже удалось узнать, что протокол был составлен и помощник капитана Вощиков и другой служащий, принимавший участие в избиении, был арестован и отправлен в участок. Что же касается Шилова, то его снова пустили в плавание, так как признали его трезвым.
Однако вряд ли такое решение можно признать правильным. Если буйство в пьяном виде, когда человек потеряет разум, в некоторой степени понятно, то хладнокровное избиение пассажиров трезвым капитаном не имело никакого оправдания. Кроме того, Шилов бросил управление судном, а эта вина поважнее всякой драки. Движение по Двине довольно оживленное и эти несколько минут, когда пароход никем не управлялся, пассажиры рисковали жизнью.
«Архангельск», 28 мая 1912 г.


Опять о пароходах акционерного о-ва.

26 мая в половине пятого пароход акционерного общества «Четвертый», приставая к Воскресенской пристани, ударился с полного хода в стоявший у пристани дальнего плавания пароход «Сухона» и причинил ему целый ряд повреждений. Когда пароход «Четвертый» пристал к пристани, матрос с «Сухоны» Фроловский обратился к рулевому: «Где капитан?». Оказалось, что капитан пьян и спит, и управляет пароходом его помощник. Машиной управлял 14-летний мальчик, кочегара на пароходе не было, т. к. он ушел в баню.
«Архангельск», 29 мая 1912 г.
Tags: старые газеты Архангельска до марта1917
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments