Редактор журнала «Двина» Михаил Попов продолжает удивлять. На обложке первого номера журнала за этот год написано: «Федор Абрамов – Аввакум ХХ века». Попов читал что-нибудь об Аввакуме? Самого Аввакума читал? Он бы Абрамова еще с Савонаролой сравнил, или с Игнатием Лойолой. Как он умудряется редактировать литературный журнал, и при этом жить в своем вымышленном мире – не понимаю.
«Одним из ревностных раскольников был Аввакум. <…> Довольно начитанный, угрюмый и строптивый по характеру, он неумолимо преследовал всякие мирские развлечения и потому не уживался со своею паствою. В Юрьеве-Поволжском Аввакум не прожил и восьми недель, так как был избит чуть не до смерти поднявшимися против него «мужиками и бабами». <…>
Окончательно сосланный в Пустозерск, Аввакум из ссылки 14 лет продолжал рассылать свои грамоты о «старой вере». В них он живо и весьма резко развивал свои фанатичные взгляды – о воцарении в мире дьявола, о близком пришествии антихриста, о бегстве из мира и самосожжении. <…> 1 апреля 1682 г. он был сожжен в Пустозерске «за великие на царский дом хулы».
Заичкин А. И., Почкаев И. Н. «Русская история. Популярный очерк. IX – середина XVIII в.» (М., «Мысль», 1992 г.).
«Жизнь Аввакума – это непрекращающееся истязание, пытки, медленное убийство, провоцируемое самим пытаемым-убиваемым, - сплошная цель насилий, истязаний, голода, холода, ссылок, тюрем, уговоров, проклятий, а в заключение – похороны заживо в пустозерской тюрьме, довершенные костром. Но сам он, «живой мертвец», как бы укреплялся этой внутренней и внешней вакханалией изуверства: чем больше нас подавляют, писал он, тем больше в глаза лезем. Чем хуже – тем лучше…
<…>
О связи мании величия с комплексом неполноценности, давно обнаруженной психологами, в нашем случае свидетельствует паритет самообожествления («посланник Исус Христов», «божий подвижник», «пророк», «не мною, но перстом Божиим писана») с самоуничижением («Аз же есмь человек грешник, блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам, и всякому человеку лицемерец окаянный»).
<…>
В чванстве своем Аввакум нередко доходил до явного богохульства, давая повеления самому Христу, называя самого себя «спасителем рода человеческого» и упрекая Бога в «понаделанной грязи»: «Много тое грязи у Христа наделано» <…> Житие не просто изобилует чудесами, но главным чудотворцем является сам автор. Не моргнув глазом, пишет он о многочисленных сообщениях последователей, как он, Аввакум, являлся им в «видениях» и избавлял от несчастий».
Гарин И. И. «Аввакум» (Харьков, «ФОЛИО», 1994 г.).
«Воли мне нет да силы – перерезал бы всех, что собак!» (Аввакум).