vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Categories:

Пароход «Клеопатра»

Клеопатра_1909 800 вз

В феврале в московском «Доме книги» на Новом Арбате увидел книгу о нижегородском фотографе конца XIX - начала XX вв. «Мастер светописи Максим Дмитриев». Стал листать, и когда увидел эту фотографию, удивился. Дмитриев был в Архангельске? Снятый им пароход один в один был похож на один из пароходов архангельского купца Якова Макарова. Посмотрел подпись – нет, это нижегородский пароход «Клеопатра», 1909 год. У нас ни «клеопатр», ни «семирамид» не было, прагматик Макаров называл свои пароходы по номерам: «Четвертый», «Пятый», «Шестой», и т. д.
До сих пор история «макаровских» пароходов – черная дыра. Возможно, в семидесятые годы пристроить статью о купце Макарове в сборник или журнал было трудно, но что мешало этому в восьмидесятые годы? В Архангельске тогда как грибы появлялись сборники «Летописец Севера», «Следопыт Севера», «Патриот Севера», потом тему старого Архангельска принялись окучивать все, кому удалось найти деньги на издание книг или журналов. О чем только не писали!.. Писали о губернаторах и лоцманах, моряках и банях, пожарах и дорогах, трамваях и ярмарках… Только о пароходах Якова Макарова так никто за сорок лет и не написал.
Вроде бы механический завод, на котором строились эти пароходики, находился на берегу Кузнечихи, рядом с лесозаводом Якова Макарова. Во время Первой мировой войны, когда Морское ведомство озаботилось созданием ремонтной базы для кораблей Флотилии Северного Ледовитого Океана, Макаров попытался продать этот завод казне, но по каким-то причинам сделка не состоялась. Что касается подробностей – откуда был взят проект, по которому строились пароходы, когда был построен первый пароход, сколько стоила постройка одного парохода, и т. д. – до сих пор ничего не известно, только твердят все кому не лень: «Пароходы назывались «макарками»…». Правда, ни в старых газетах, ни в старых документах этого слова не найти, но это никого не интересует. «Пароходы назвались «макарками»…».
Tags: старые фотографии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Это не кража

    Развернув газету «Правда Севера» за 7 апреля с. г. на 10-11 страницах увидел интервью с заместителем прокурора Архангельской области Артёмом…

  • Еще раз о трамвае в Соломбале

    «Северный комсомолец», 14 августа 1960 г. Необходимость заставляет (в который раз!) снова писать о трамвае в Соломбале. Руководители городского…

  • Конец бывшего дома Бориса Опарина

    Точную дату постройки деревянного двухэтажного дома на углу Английской улицы (соврем. ул. Маяковского) и Никольского проспекта (с 1920 по 1993 гг.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Это не кража

    Развернув газету «Правда Севера» за 7 апреля с. г. на 10-11 страницах увидел интервью с заместителем прокурора Архангельской области Артёмом…

  • Еще раз о трамвае в Соломбале

    «Северный комсомолец», 14 августа 1960 г. Необходимость заставляет (в который раз!) снова писать о трамвае в Соломбале. Руководители городского…

  • Конец бывшего дома Бориса Опарина

    Точную дату постройки деревянного двухэтажного дома на углу Английской улицы (соврем. ул. Маяковского) и Никольского проспекта (с 1920 по 1993 гг.…