vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Categories:

Автобусом от Архангельска до Красноборска

Автобус_500_01
01
Недавно я подумал, что побывал почти во всех более-менее интересных местах Архангельской области, а в Красноборске ни разу не был. Пошел на автовокзал, купил билет на автобус до Красноборска за 1 685 рублей, заплатил за багаж (рюкзак с палаткой, ковриком и спальником) 220 рублей, и на следующий день уехал из Архангельска. Ехать надо было 9 часов, 500 километров в сторону Котласа.


Автобус_900_02_Емецк
02
Первая остановка в Емецке около 10:10, для того, чтобы пассажиры могли сходить в туалет.


Автобус_900_03_Емецк
03
Емецк. Суровый дорожный сервис на трассе М8. За входной дверью прямо – миниатюрная комнатка с громким названием «кафе “Привал”», направо – туалеты. Плата за посещение туалета - 20 рублей.


Автобус_900_04_Чажестрово
04
По трассе М8 последние двадцать пять лет мне приходилось ездить довольно часто, и всегда автобусы, едущие из Архангельска и в Архангельск, останавливались в Двинском Березнике, чтобы водители и пассажиры могли пообедать в столовой неподалеку от остановки. В этот раз автобус сделал остановку в Нижнем Чажестрове, немного не доехав до Двинского Березника. Стоянка – полчаса. Вышел из автобуса – столовая «НА БАМЕ». Что еще за «БАМ»? Спросил водителя:
- Почему до Двинского Березника не доехали? Раньше ведь там обедали.
- Всё, там столовая закрылась.
Странно, почему закрылась? Село большое, место бойкое, и цены там были умеренные.
Стоять в столовой в очереди я не стал, т. к. бутерброды и вода у меня были взяты с собой, а народ, набрав еды, стал выходить на улицу, и рассаживаться за столиками. Непонятно, какой был смысл убирать из столовой столики, если сейчас там как и раньше, встают в очередь, ставят на подносы тарелки с супом, котлетами, стаканы с чаем или компотом, медленно двигаются друг за другом к кассе, а потом выходят с подносами на улицу. В Нижнем Чажестрове это называется «Мы работаем на вынос»?


Автобус_600_05_Чажестрово
05
Прочитал объявление на дверях столовой, и вспомнил Оруэлла. «Все животные равны, но некоторые равнее других».


Автобус_900_06_Чажестрово
06
Впрочем, в нескольких метрах от крыльца столовой стоял другой туалет, не для посетителей столовой. С запашком, конечно, без раковин и унитазов, но по сравнению с туалетами, стоящими возле автобусных остановок в Ровдино и возле Шенкурска, очень даже неплохой. Во всяком случае, дерьмо на полу там не лежало.


Автобус_900_07_Чажестрово
07
Неподалеку от столовой стояли двухэтажные деревянные дома, но во дворах никого не было, и некого было спросить, почему это место называется «БАМ».


Автобус_900_08_Чажестрово
08
Сфотографировал поленницы дров, и пошел на трассу.


Автобус_900_09_Чажестрово
09
Вид на столовую с трассы М8.


Автобус_900_10_Чажестрово
10
В той стороне, куда я ехал, ходили синие тучи, и непонятно было, встретит меня Красноборск дождем или нет. Время еще было, я спустился с обочины и набрал на склоне пару горстей спелой земляники.


Автобус_900_11_М8
11
Проехали Двинской Березник, за окном автобуса мелькали дома, построенные в начале прошлого века. Дома строили в то время, когда гужевой транспорт был единственным, да и после войны машин на трассе было немного, а вот с шестидесятых годов, когда трассу заасфальтировали, и количество машин с каждым годом стало увеличиваться, спокойная жизнь для хозяев этих домов закончилась. И все равно, кто-то продолжает жить в них постоянно, но таких немного. Большинство приезжают только на лето.


Автобус_900_12_М8
12
В некоторые дома даже летом не приезжают.


Автобус_900_13_Вага_мост
13
В 12:30 свернули с трассы М8, и поехали по мосту через Вагу.


Автобус_900_14_Вага_мост
14
Река Вага, вид в сторону устья.


Автобус_900_15
15
Через несколько километров я понял, чем трасса М8 отличается от дороги, идущей вдоль Северной Двины в сторону Котласа. Асфальт закончился, и началась дорога, засыпанная гравием. Иногда дорога была довольно ровной, иногда напоминала стиральную доску. Асфальт несколько раз появлялся, но быстро заканчивался. Кусты возле дороги не вырубаются, кюветы то есть, то нет. Ехал я как-по этой дороге на машине в конце девяностых - ничего не изменилось.


Автобус_900_16
16
Выходящих пассажиров, из деревень, стоящих далеко от дороги, кто-то приезжал встречать на машинах, но один раз парень приехал за девушкой вот на таком «транспортном средстве».


Автобус_900_17
17
Неподалеку от Северной Двины дорога шла только в одном месте, все остальное время реку или вообще не было видно, или она виднелась далеко за лугами, на расстоянии нескольких километров.


Автобус_900_18
18
Когда пересекли границу Верхнетоемского и Красноборского районов, все чаще стали попадаться дома не с одним окном на «вышке», в верхней части дома, а с тремя.


Автобус_900_19_остановка
19
«Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета,
Мы впереди, говорю, планеты всей...».

(Юрий Визбор «Рассказ технолога Петухова»).


Автобус_900_20
20
Где-то возле села Черевково. До Красноборска остался час езды, и хотелось, чтобы этот час прошел как можно скорее. Пять-шесть часов на автобусе, это еще терпимо, но больше шести часов, да еще по такой дороге… Тяжело…


Автобус_900_21_Черевково_ФРЕГАТ
21
Село Черевково. Перефразировал Жванецкого: «Этот фрегат никогда не войдет в нейтральные воды. Он из наших не выйдет».


Автобус_900_22_Черевково
22
И это Черевково.


Автобус_900_23_2е отделение
23
Через пятнадцать минут после Черевково показался поселок из деревянных двухэтажных домов советской постройки. Мелькнула надпись на табличке «2-е отделение».


Автобус_900_24_2е отделение
24
Судя по балкону, дом явно дореволюционной постройки, в крайнем случае – двадцатых годов, периода НЭПа. Потом стало не до балконов.


Автобус_900_25_2е отделение
25
От дома с балконом дорога вела к магазину барачного типа советских времен.


Автобус_900_26_пыльная дорога
26
Красноборск все ближе, а усталость все больше. Дорога снова превратилась в «стиральную доску», да еще с пылью.


Автобус_900_27_автостанция
27
В 17:15 автобус приехали в Красноборск. Фу-у-у… Наконец-то!


1915 год Вид с колокол на Спасскую площ 900
28
Красноборск, 1915 год. Спасская (Торговая) площадь. Фотография сделана с колокольни Спасского собора. Торговые ряды слева (виден угол крыши) не так давно были снесены, сейчас на этом месте автостанция, миниатюрное сооружение, внутри которого висит автобусное расписание и за окошком сидит кассир. Торговые ряды на другом краю площади сохранились, правда, сильно перестроены. Автобус, на котором я приехал, остановился примерно на том месте, где в 1915 году стояла высокая мачта.
Фотография из сообщества «Историческое Красноборье» https://vk.com/history_kr


Автобус_900_28_туалет
29
Неподалеку от автостанции и крытой остановки находится своего рода достопримечательность Красноборска – железный туалет. У нас в области подобные туалеты чаще всего деревянные, реже – из силикатного кирпича, а туалет из железа я увидел первый раз.


Автобус_900_29_туалет
30
Покрасить бы его, конечно, не мешало, а так ничего, правда, внутри попахивает, но чисто.

Продолжение следует.
Tags: Архангельская область (Красноборье)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

Recent Posts from This Journal