vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Categories:

Дорога на Цивозеро

01_паром
01
В июле, осмотрев Красноборск, я отправился на правый берег Северной Двины. Первый рейс парома был в 7 часов утра, я пришел за 15 минут до отправления, и от нечего делать стал изучать доску объявлений, установленную на берегу. Прочитав, что катер называется «Черевково», а баржа, на которой уже стояли несколько машин, - «Афина», удивился. Что за разнобой и безвкусица? Где единство стиля? Если катер – «Черевково», то баржа должна быть «Верхней Уфтюгой», или наоборот, если баржа - «Афина», то катер – «Посейдоном», или хотя бы «Протеем».


02_паром
02
Постоянной пристани в Красноборске нет, и никогда не было. Даже во времена СССР, когда по Двине ходили большие теплоходы, к берегу на лето ставили большой дебаркадер, а перед ледоставом уводили. Сейчас и дебаркадеров нет, паромы пристают или к берегу, как здесь, или к подобию некоего причала из песка, как на другом берегу.


03_паром
03
Начало восьмого. Катер потащил баржу к правому берегу Двины.


04_паром
04
Слева – высокий красноборский берег, справа – низкий, затапливаемый каждый год весенним разливом Двины. На середине реки – большой остров. Из-за песчаных мелей паромам приходится сначала пересекать Двину, а потом идти вдоль правого берега.


05_паром
05
Красноборск из-за растущих на берегу высоких деревьев с Двины практически не виден.


06_паром
06
Когда стали приближаться к правому берегу, ветер совсем разгулялся.


07_паром
07
Долго смотреть на низкий песчаный берег, мимо которого шел паром, было неинтересно, и я ушел в надстройку для пассажиров.


08_паром
08
Паром, идущий из Дябрино в Красноборск. Всего на переправе работают два парома – один небольшой, бесплатный для людей и для машин, на котором переправлялся я, и второй («СП-14»), платный. Есть еще третий паром, но на том переправляют только машины с лесом.


09_паром
09
Вскоре после встречи с большим паромом «СП-14» наш паром завернул вправо, в полой, в который впадает Уфтюга, и подошел к песчано-гравийному «языку», который насыпают каждую весну для удобства причаливания. Для большого парома чуть дальше был насыпан еще один «язык». Вся переправа заняла не более сорока минут.


10_дорога
10
«Дорога жизни» для той части Красноборского района, что находится на правом берегу Северной Двины. Не асфальтированная, гравийная, появившаяся не так давно, кажется, в девяностые годы, но местные жители довольны, что хоть такая дорога есть. В старых номерах районной газеты приходилось читать, что в период распутицы на этой дороге застревали даже грузовые машины с тракторами. Удивительно, но здесь ходит автобус, правда, утром в нужную мне сторону автобус не шел, но до поворота на Дябрино идти пешком надо было немного, всего 15-20 минут.


11_дорога
11
Справа от дороги показались заброшенные дома деревни Малый Жар, давно слившейся с поселком Дябрино.


12_дорога
12
Поворот к бывшему поселку сплавщиков Дябрино, последние двадцать лет находящемуся в состоянии депрессии и медленного умирания. В Дябрино я не пошел, потому что хотел дойти до Цивозерского погоста, и поворот на нужную мне тропинку почти был сразу за этим перекрестком, на левой обочине.


космоснимок_1
13
До Цивозерского погоста было два пути. Первый – по хорошей дороге, где можно было даже надеяться проехать часть пути на попутной машине, второй – по луговой тропинке, но зато в четыре раза короче. По космоснимку «Яндекс. Карты» выходило, что идти по тропинке надо немного, пять с небольшим километров, но правильно говорят – гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. Желтый овал – место, где пристают паромы из Красноборска, синий кружок – Дябринская развилка и начало тропинки, два красных кружка – места, где, если верить Яндексу, можно было перебраться через две протоки по мостикам.


космоснимок_2
14
На снимке, сделанном из космоса, оба мостика были хорошо видны, но в каком году был сделан снимок – неизвестно. Перед тем, как ехать в Красноборск, я поискал в интернете информацию – ходил ли кто-нибудь этой дорогой до Цивозерского погоста, но нашел только один старый пост в ЖЖ десятилетней давности, да и то человека во время разлива через озеро перевез рыбак, а были там в это время мостики, или нет, человек не написал. Перед поворотом к Дябрино я спросил встретившегося пожилого мужчину, есть ли на этих протоках мостики? «Их уже лет пять как смыло», - ответил он. Я подумал, что даже если их нет, может быть, удастся как-нибудь перебраться, а не удастся – вернусь назад. Погода хорошая, дождя не ожидается, сильный ветер будет сдувать оводов, так что, даже если я не дойду до нужного мне места, то хоть прогуляюсь.


13_дорога
15
В 8 часов утра сошел с дороги, тропинки не увидел, но хорошо была видна накатанная мотоциклами и квадроциклами колея. По ней я и пошел, радуясь сильному ветру, сдувавшему оводов. Если бы не ветер – сожрали бы!


14_дорога
16
Километра через два стали встречаться низины, где после дождей, вероятно, надо идти в сапогах, но погода стояла сухая, и я спокойно проходил эти места в кроссовках.


15_дорога
17


16_дорога
18
Потом слева показалась открытая вода озера.


17_дорога
19
Когда я дошел до первой протоки, где должен был быть мост, то моста я не увидел. На другой берег протоки можно было перебраться по большому железному... Плашкоуту? Раньше на плашкоутах в совхозах перевозили различную технику, ну, а когда совхозы превратились в акционерные общества, и большая часть их обанкротилась, железные коробки стали никому не нужны. Или это не плашкоут, а что-то армейское? Видимо, рыбаки из Дябрино где-то подобрали эту железную коробку и по большой воде притащили его сюда, приспособив под причал для своих лодок.


18_дорога
20
Лодки в протоке.


19_дорога
21
За плашкоутом озеро расширялось. Идти оставалось совсем немного, за лесом на холме – Шипицыно, а правее – Цивозерский погост. Но как дойти до этого леса?


20_дорога
22
Подошел ко второй протоке – никакого моста и в помине нет. Даже свай не осталось.


21_дорога
23
С одной стороны – июль, вода теплая, можно попробовать перебраться, а с другой стороны – перебираться, держа рюкзак с фотоаппаратом над головой, а потом запутаться в траве, как муха в паутине, и ползти ползком, чтобы не проваливаться? Самое главное – там, где уже был берег, трава стояла стеной, и не было даже намека на тропинку или колею, т. е. люди там вообще не ходили. Идти до леса по высокой некошеной траве мне не хотелось.


22_дорога
24
Посмотрел налево, в сторону озера…


23_дорога
25
Посмотрел направо… Повернулся, и пошел назад. Сюда шел час, и назад столько же, так что в 10 часов я вернулся на гравийную дорогу. Позже в Дябрино мне сказали, что по этой тропинке люди до Цивозерского «куста» деревень ходили еще в начале 2000-х годов, но ничто не бывает вечным.
Tags: Архангельская область (Красноборье)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments