
В Дябрино даже кое-где до сих пор можно встретить следы ушедшей советской эпохи. Здесь, видимо, было место для объявлений о том, какие фильмы будут показывать вечером.

01
А где их показывали, здесь? Здание вместительное, могли поместиться все, кто хотел посмотреть кино.

02
Пошел посмотреть, что сейчас здесь находится. Издалека видно – почта. А что еще?

03
А еще здесь работает фельдшер. Нет, не работает, с 6 июля фельдшер в отпуске, поэтому, если у кого-то будут проблемы со здоровьем, тем надо ехать в Красноборск, в районную больницу, или в Белую Слуду.

04
Увидел на обочине еще один старый автомобиль, «Форд-Тразит».

05
Этот, похоже, уже никуда не поедет, стоит на вечной стоянке, как крейсер «Аврора».

06
Ближе к центру поселка стали встречаться двухэтажные дома. В последнем окне второго этажа этого дома увидел старушку лет восьмидесяти, помахал ей рукой, она в ответ тоже подняла руку, поприветствовала.

07
Возле нежилого, разрушающегося здания бывшей конторы запани стоит памятник, сложенный из силикатного кирпича, установленный в конце восьмидесятых. На памятнике надпись «Их имена в нашей памяти», под надписью список из 62 фамилий, и непонятно – то ли это те, кто не вернулся с войны, то ли все, кто был на войне.

08
Единственный новый дом на улице Первомайской, сложенный из силикатного кирпича, удивил плакатом на фронтоне. Видимо, неплохо живет человек, а все равно тоскует по Марксу, Энгельсу и Ленину. В Архангельске некоторые журналисты тоже, приподнявшись над среднестатистическим уровнем небогатой провинциальной жизни, как писал Леонид Филатов - Мажут утром бутерброд, - Сразу мысль - А как народ? - И компот не льется в горло, - И икра не лезет в рот. Не допив компот, и не доев бутерброд, они устраивают походы «по местам боевой славы» Красной Армии времен Гражданской войны, похоже, не догадываясь, что живи они в то время, отняли бы у них и компот, и бутерброд с икрой, а сами они, вполне вероятно, оказались бы в лагере принудительных работ.

09
Потом на центральной улице поселка стали встречаться нежилые дома.

10
Чем дальше, тем больше.

11
Единственное место, где играли дети, обнаружилось у маленького магазинчика «Север».

12
Вскоре от центральной улицы вправо к реке пошла накатанная дорога, и я пошел по ней.

13
И здесь безлюдье, хотя в домах люди были. Где-то постукивал молоток, где-то слышались женские голоса, но не буду же я кричать: «Люди-и-и! Где вы-ы-ы? Ау-у-у!».

14
Вышел на берег Уфтюги. Вон оттуда, с верховий, где в советские времена были построены леспромхозовские поселки Куликово и Комарово, и сплавляли лес до тех пор, пока молевой сплав не был запрещен.

15
На берегу сараи и сарайчики. Некоторые в хорошем состоянии.

16
Даже «антиквариат» встречается.

17
Другая часть сараев вызывает только тоску и уныние. Хозяева то ли перебрались на левый берег Северной Двины, поближе к цивилизации, то ли умерли.

18
Ушел с берега и вышел к старой, закрытой школе. Почему-то в шестидесятые и семидесятые годы школьные здания в селах и поселках любили красить в коричневый цвет. И в Вельском районе такие школы видел, и в Пинежском.

19
Стал обходить школьное здание сзади.

20
А во дворе картошка растет. Правильно, зачем земле пропадать.

21
Я уже и забыл, что были такие машины. Что-то смутно вспоминается из времен детства и юности, а название не помню.

22
Прошел дальше – а здание-то не совсем заброшенное.

23
Может быть, здесь и раньше было жилье для учителей, приехавших по распределению, а может быть, когда учеников перевели в другую школу, кому-то из учителей разрешили здесь жить постоянно. Строительство дома ведь не каждая семья может осилить.

24
В зарослях наткнулся на непонятно кому принадлежащий двухэтажный сарай. Прямо Атлантида какая-то…

25
Давно здесь не ступала нога человека, но замки на дверях сарая все еще висят.

26
Новую школу в поселке построили неподалеку от старой, а вот когда – не знаю, и спросить было некого.

27
Позже мне сказали, что сейчас в Дябринской школе учителей больше, чем учеников. Учителей двенадцать или четырнадцать, а учеников во всех классах не больше десятка. Свободных помещений в здании много, поэтому здесь размещается и поселковая библиотека.

28
Пожарный щит. На верхних крючках должен был висеть топор, но топора не было.

29
Бетонные блоки положены для того, чтобы дощатую площадку перед крыльцом не унесло во время наводнения. Правда, наводнение закончилось два месяца назад, но кто знает, может быть, эти блоки вообще не убирают, поселок-то топит каждую весну.

30
Идя от школы, я свернул на небольшую дорожку, уходящую от главной улицы, и через несколько минут вышел к еще одному двухэтажному дому. Сначала дом показался полностью заброшенным, но, присмотревшись к окнам в правой части дома, я понял, что здесь еще живут люди.

31
Дом не такой уж и старый, построен в восьмидесятые годы, потому что поставлен на бетонные блоки для защиты от наводнений, а до этого в Дябрино так дома не строили. Но куда делись люди, жившие здесь? Уехали в поисках лучшей доли? Пройдет еще лет двадцать – тридцать, и на дорожном указателе «Дябрино» можно будет дописывать «Раньше здесь жили люди».
От этого дома я вышел на центральную улицу поселка, и пошел обратно, к старому складу на берегу реки, чтобы от него пройти по бывшим деревням Большой и Малый Жар.
Окончание следует.