vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Category:

Два «героя»

Пуляев и Горшков 800

На музейном сайте «Госкаталог РФ» увидел фотографию двух мужчин из фондов Архангельского областного краеведческого музея, сделанную то ли в двадцатые, то ли в тридцатые годы. Удивило то, как подписана фотография – «Участники взрыва баржи в Двинском Березнике 5 сентября 1919 г. Пуляев А. Г. и Горшков М. Д.». А какое отношение к взрыву баржи имеют Пуляев и Горшков, и почему написано, что взрыв произошел 5 сентября, если он произошел, как следует из документов, 25 августа?

Пуляев и Горшков (взрыв баржи в Двин Берез 5 сент 1919) 2

Из «Дознания по делу пожара баржи №Т-326, последствием чего явились взрывы снарядов», которое 26 августа производил прапорщик флота Петченко.

«Баржевой баржи №Т-326 Степан Никифоров Сидоров, гражданин Архангельской губ., Мезенского уезда, Погорельской волости, д. Мелегорской, православного вероисповедания, 29 лет, опрошенный 26-го Августа 1919 г. в 11 ч. 40 мин., показал:

Вечером 25-го Августа я вместе с другим водоливом этой же баржи Иваном Мухаровым грел чай и готовил ужин на кухне, после чего поужинали, напились чаю. Спустя немного времени мы пошли в уборную. Ход был через кухню. На обратном пути, перед тем как ложиться спать, мы пришли в кухню и посмотрели – в печке огня не было – были одни искры от сгоревших уже дров.

После осмотра легли спать. Наша каюта была рядом с кухней. Ночью услыхали треск, вскочили оба на ноги и когда открыли дверь в кухню, то увидели, что она вся горит и огонь сразу перебросило в нашу каюту. Выйти через дверь наверх было невозможно и мы через окно в нашей каюте вылезли на палубу. По выходе на палубу, мы увидали, что огонь быстро переходил с одного места на другое.

Начали звать на помощь пароход и, прокричав минут двадцать, увидели, что огонь уже близко подошел к пороху. Перешли на рядом стоявшую баржу № Т-240, на которой было два водолива, один русский и один англичанин. Водоливы этой баржи отрубили швартовы, и баржу течением понесло вниз. Как только нос баржи №Т-240 сровнялся с кормой баржи №Т-326 – последовал первый взрыв. Я в это время находился на средине баржи – упал на брезент и был осыпан осколками. Когда баржа отошла на более безопасное место, водолив баржи №Т-240 стал на якорь.

Степан Сидоров

Второй водолив Иван Андреев Мухаров, односельчанин, 37 лет, показал:

Когда огонь стал подходить к ящикам со снарядами, то мы перешли на баржу №Т-240 – отрубили концы и начали спускаться. Я вместе с англичанином побежал на корму и на конце спустился к воде, где почти все время и продержался. Когда взрывы прекратились, я взобрался на баржу и с помощью другого водолива вытащил и англичанина.

Иван Мухаров».

Glowworm_1100 copy

Канонерская лодка HMS «Glowworm» на Северной Двине в августе 1919 года.
Фотография из книги Алексея Сухановского «Штык решает» (Арх., 2020 г.).

Из рапорта подпоручика Голубева от 26 августа 1919 года.

«Стоявшая ниже баржи на якоре британская речная канонерка «Глоуорм» снялась с якоря и подошла к правому борту баржи для тушения пожара. Баржевые горевшей баржи, выпрыгнув на стоявшую у левого борта баржи баржу №Т-240, совместно с баржевыми последней срубили швартовы и стали сплавляться вниз. Вскоре после этого на барже № Т-326 произошел первый сильный взрыв, причинивший повреждение канонерке и вызвавший большие жертвы в ее личном составе, после чего канонерка начала отходить от баржи, спускаясь вниз. Вслед за первым взрывом произошел второй – еще большей силы, а затем, когда канонерка была уже довольно далеко от горевшей баржи – третий и очень большой силы, после которого баржа быстро погрузилась в воду.

От взрывов на горевшей барже на канонерке «Глоуорм» оказались убитыми и ранеными до 40 человек и в числе англичан убиты: находившийся на мостике канонерки мичман Бредис и бывшие на канонерке лоцманы: Николай Суханов и Иван Плотицын и тяжело ранен лоцман Андрей Молчанов».

Скорее всего, причиной пожара, возникшего на кухне баржи №Т-326, послужила искра или уголек, выпавший из печи на пол. Степану Сидорову и Ивану Мухарову не было причин оставаться в Двинском Березнике, они или вернулись в Архангельск, т. к. баржа принадлежала братьям Володиным и была реквизирована для военных нужд, или были переведены на другую транспортную баржу. В Двинском Березнике, конечно, знали том, что баржа загорелась, а потом взорвались находившиеся на ней снаряды, но о том, почему возник пожар, можно было только догадываться. А вот когда боевые действия на Северной Двине закончились, и не было рядом ни офицеров, производивших дознание, ни Сидорова с Мухаровым, вернувшихся в свою мезенскую деревню, тут-то и поняли Пуляев и Горшков, что появилась возможность выгнуть грудь колесом, расправить плечи, и громко сказать: «А ведь баржу-то мы взорвали!». Одному, может быть, и не поверили бы, а двоим – другое дело.

Голубые дороги Поморья.jpg

Миф о Пуляеве и Горшкове, якобы взорвавших баржу, оказался живучим. В 2008 году в Архангельске вторым изданием вышла книга с пафосным названием «Голубые дороги Поморья. 150-летняя история Северного речного пароходства» (главный редактор Р. А. Ханталин). В третьей главе Л. И. Санников написал:

отрывок о моряках 1919 600.jpg

Но в других книгах о Гражданской войне на Севере России, даже изданных во времена СССР, я упоминаний об этих «героях» не встречал. Видимо, даже советские историки не верили в «подвиг» Пуляева и Горшкова.
Tags: Гражданская война и интервенция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments