vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Categories:

«Флотские казармы» Манвелова и Гостева

01_ПС_7 апр_3_400

В «Правде Севера» за 7 апреля с. г. прочитал статью о вышедшем недавно в Архангельске справочнике москвича Николая Манвелова и архангелогордца Игоря Гостева «Архангельск в судьбах офицеров и адмиралов Российского Императорского флота 1850-1917». Над справочником Манвелов и Гостев работали шесть лет.


02_ПС_7 апр_3_800

Одна из фотографий в статье сразу привлекла мое внимание, точнее, не сама фотография, а надпись на ней: «Здания флотских казарм в Соломбале. 1850-е годы». Почему Манвелов и Гостев назвали казармы «флотскими»?


03_казармы для служителей 1827  700

На «Генеральном плане Адмиралтействам Архангельского порта, состоящим на 3-х Соломбальских островах, для показания местоположения, на коем полагается построить присутственные места», составленном в 1827 году, эти казармы назывались «казармами для служителей».

Корпуса флотских штурманов подполковник Скарабелли, приехавший в Архангельске в конце ноября 1830 года, в своих «Представлениях по предмету обозрения в 1831 году Архангельского порта» называет эти здания «казармами» («Сии команды жительствуют в двух каменных корпусах казарм пред Адмиралтейством построенных»).


04_план_1851_фр_700

На «Генеральном плане острова Соломбалы с Адмиралтейством и воинскими строениями, принадлежащими Морскому ведомству», составленном в 1851 году, название длиннее - «каменные 3-х этажные корпуса с мезонинами для нижних чинов Морского ведомства»


05_1859_фр_700

На плане 1859 года – «каменный двухэтажный с мезонином корпус занимаемый нижними чинами Морского Ведомства»

Степан Федорович Огородников в его работе «История Архангельского порта» (СПб, 1875 г.) в главе XI тоже первоначально пишет о «казармах», иногда уточняя – «служительские казармы» или «каменные казармы». Только в главе XIV, в которой Огородников описывает посещение Архангельска Великим Князем Константином Николаевичем в 1844 году, появляются «морские казармы» («Из собора Его Высочество отправился в морские казармы…»). В главе XV, где говорится о посещении в 1858 году Архангельска Александром II, снова читаем ««19 июня <…> Его Величество посетил морские казармы…»).

Полицмейстер В. Усков, составивший план Архангельска, и напечатавший его в своей книге «Архангельск. Исторические заметки о церквах и зданиях» (1902 г.), на 5-й странице писал «Морские казармы построены были по Высочайшему повелению Государя Императора Александра I в 1824 и 25 года, при бывшем в то время Военном Генерал-Губернаторе Клокачеве». Таким образом, определение «морские казармы» стало привычным не только в устной речи, но и в письменной. Но откуда появились «флотские казармы»?


06_Флотские казармы_800

Мне определение «флотские казармы» встретились только один раз, на этой почтовой открытке. Что хотел этим сказать издатель – непонятно. Возможно, он просто не видел разницы между «морскими казармами» и «флотскими», но возможно, была другая причина, которую сейчас уже не узнать.


07_Флотский экипаж_800

Может быть, путаницу внесло то, что в 1907 году здание казармы решили отдать под Архангельский флотский дисциплинарный экипаж, куда за различные нарушения стали отправлять матросов Российского Императорского флота. Первоначально он назывался в документах экипажем, но потом экипаж превратился в полуэкипаж, видимо, произошли какие-то изменения в штатах. После этого, уже в советское время, началось победное шествие «флотского полуэкипажа» по страницам, газет, журналов и книг, издававшихся в Архангельске.


08_Летопись_Арх_1990_250

«Летопись города Архангельска 1584-1989» Составители: В. А. Волынская, П. А. Радишевская, Т. В. Титова (Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1990 г., тираж 15 000 экз.).


09_Летопись_1_крас 600

Страница 42. «…два других – флотскому полуэкипажу». Только не было в 1820 году в Адмиралтействе флотского полуэкипажа. Экипажи были, а полуэкипажа не было.

«30 июля происходил Высочайший смотр 14-му флотскому экипажу, после чего Его Величество прибыл в кафедральный собор…» (Огородников С. Ф. «О высочайшем посещении Государем Императором Александром I города Архангельска в 1819 году (по официальным источникам)».

Из записки подполковника Скарабелли «О состоянии команд Морского Ведомства в Архангельске»: «В Архангельске состояли следующих наименований Морские команды на 1-е Января 1831 года:
Сводного флотского Экипажа: офицеров – 11, нижних чинов – 546,
7-го Ластового Экипажа: офицеров – 15, нижних чинов – 861,
8-го Рабочего Экипажа: офицеров – 13, нижних чинов – 628,
9-го Рабочего Экипажа: офицеров – 29, нижних чинов – 738.

Живет этот «флотский полуэкипаж» и по сей день, уже в интернете.

Сайт «Про наш Архангельский край», раздел «Памятники архитектуры»
http://gotoarkhangelsk.ru/ru/objects/kazarmy-flotskogo-poluekipazha/
Открываем и читаем.
«Флотский полуэкипаж служил местом подготовки арктических экспедиций: здесь М. Ф. Рейнеке готовился к Кольской, а затем и к Беломорской экспедиции (1826-27 гг.)».


казармы флот полуэкипажа ВК 600

И так далее.


1_Краеведческий_обл_250

Интересно, что «флотские казармы» уже появлялись в статье Гостева и Манвелова «Датировка фотографий XIX века с видами Архангельска и Соломбалы из фондов Архангельского краеведческого музея», напечатанной в 2018 году в сборнике статей, подготовленном Архангельским областным краеведческим музеем «Краеведческий музей в XXI веке. Традиции и новации в музейном деле. К 180-летию Архангельского краеведческого музея» (Архангельск, 2018 г., тираж 200 экз.). Правда, в статье были и «морские казармы». Такое впечатление, что авторы тогда еще думали, что выбрать?

10_текст_503_1

11_текст_503_2

Кстати, в статье 2018 года фотография, напечатанная в «Правде Севера», четко датирована 1858 годом, когда Александр II посещал в Архангельск. Почему сейчас авторы решили «размазать» дату на десятилетие, написав уклончивое «1850-е годы» - не понимаю.


14_Авторы подошли 450
Фрагмент из статьи в «Правде Севера».

«Сразу были отметены легенды и полулегенды, гуляющие по просторам Интернета»? Вместо этого авторы решили заняться созданием новых легенд типа «флотских казарм»? Впрочем, Игорь Гостев в последние годы постоянно выдает что-то неожиданное: то у него торговое судно начала XVIII века, построенное в Архангельске, превращается в «боевой корабль» только потому, что на нем для защиты от пиратов были установлены пушки, то Северную войну он называет Великой Северной войной.


15_Нам удалось найти 450

Эти слова Игоря Гостева тоже удивили. «Нам удалось»? Разве Манвелов и Гостев не читали книгу Геннадия Попова «Старый Архангельск», напечатанную в 2003 году? Ладно, Манвелов москвич, ему позволительно не знать, что есть такая книга, а Гостеву, заведующему отделом военной истории Архангельского краеведческого музея, эта книга тоже не попадала в руки?


16_пожар_700

Вот эта фотография, напечатанная в книге Геннадя Попова в 2003 году. Правда, осьминог под названием «флотский полуэкипаж» и до этой книги дотянул свои щупальца. Горело здание не флотского полуэкипажа, а исправительного отделения (бывшие арестантские роты).


17_структура_450

Прочитав эти строки, я тоже не мог не удивиться. «Недальновидная реформа Александра II»? «Эффективные менеджеры»? То есть, Манвелов и Гостев полагают, что если бы они в середине XIX века, как это бывает в книгах о попаданцах, оказались один в теле императора, другой – в теле управляющего Морским министерством адмирала Метлина, то они ни за что не закрыли Архангельский военный порт? А как бы они это сделали?

Огородников в 1875 году писал «В 1860 г. главное внимание портового начальства устремлено было на приготовление к спуску громадного фрегата «Пересвет», размеры которого превосходили всё, доселе строившееся в порте. <…> Состоявшийся спуск был, увы, неудачен. <…> Неудачный спуск, зависевший, исключительно от большой величины «Пересвета», и чрезвычайно затруднительная проводка его через бар, тогда же доказали всю несостоятельность здешнего порта при постройке судов подобного рода, а последовавший в то время коренной переворот в науке кораблестроения, изгонявший в наших адмиралтействах употребление лесов, и вводивший броненосное судостроение, ускорил развязку дела; и существование Архангельского порта, как порта военного, оказалось несоответствующим положению веще, обременительною статьею для государства».

Манвелов, как император Александр II, и Гостев, как адмирал Метлин, приказали бы продолжать строить в Архангельские небольшие военные деревянные корабли? Так над этими кораблями через несколько лет смеялись бы во всех европейских портах. Они попытались бы начать строительство кораблей нового типа, из железа, стали и брони? А где взять железо, сталь и броню в Архангельске, ведь железной дороги здесь тогда не было. Везти морским путем из Петербурга? Министр финансов повесился бы в приемной императора. А сейчас Гостев говорит о «недальновидной реформе»…
Tags: захотелось побрюзжать (газеты-журналы)
Subscribe

  • «Они у нас выловят всю рыбу»

    Фрагмент карты 1909 года. Из отчета члена Поморского рыбопромышленного союза Каменева А. А. о поездке в Кандалакшскую губу Белого моря в августе…

  • Самовар эмигранта Нобро

    Протокол №6 Заседания особой Архангельской Губернской Комиссии по реквизициям и конфискациям предметов домашнего обихода. 12 сентября 1920 года.…

  • Новогодний «подарок» полицмейстера

    Приказ Архангельского полициймейстера Полицейского служителя 2 части гор. Архангельска Владимира Попова за безпрерывное пьянство увольняю со…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments