?

Log in

No account? Create an account
Ледорез «Ф.Литке» (Архангельск, 1935 год) - Солнце село в море и осветило рыбу
March 2nd, 2008
12:26 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Ледорез «Ф.Литке» (Архангельск, 1935 год)
Photobucket - Video and Image Hosting

1935 год. Ледорез стоит у причала напротив только что построенного корпуса Архангельского лесотехнического института (АЛТИ).
Немного странное для современного уха название: ледорез. Очень похоже на ледокол. Похоже, да не совсем. Как говорится, та же фабрика, что у Гаврика, только труба пониже, да дым пожиже.
Ледокол имел более крепкий корпус, более мощную машину, и, соответственно, мог пробиваться сквозь такие льды, куда ледорезу лучше было не соваться. Но со льдами Белого моря, да, зачастую, и со льдами Арктики, не в разгар зимы, конечно, ледорез прекрасно справлялся.

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

«Воронье гнездо» на фок-мачте. Когда судно находилось во льдах, туда поднимался тепло одетый матрос, в полушубке и с биноклем, чтобы лучше видеть ледовую обстановку вокруг судна.

Photobucket - Video and Image Hosting

Фотограф не стал снимать парадный портрет судна, идущего полным ходом, с дымом, валящим из трубы. Он снял судно с купающимися рядом с ним детьми, таким, каким часто можно было видеть суда стоящие у архангельских причалов и в тридцатые, и много позже, в шестидесятые, и даже в семидесятые годы.
Детвора купалась везде; и у заброшенных причалов, бревна которых обросли скользкими водорослями, и поэтому, в воду надо было сходить осторожно, чтобы не поскользнуться, и у действующих причалов, возле которых стояли суда, пришедшие из плавания, или готовящиеся уйти в море.
Мелкота купалась там, где помельче, и хорошо, если рядом были боны, скрепленные попарно бревна. За бон можно было подержаться и передохнуть, можно было даже подтянуться и лечь животом на скользкие бревна.

Photobucket - Video and Image Hosting

Ребята постарше купались за бонами, где уже чувствовался холодок глубины.

Photobucket - Video and Image Hosting

Ледорез был построен в Англии в 1909 году, получил название «Эрл Грей» и использовался богатым англичанином в качестве морской яхты. Потом англичанин продал его канадскому правительству. Судно стало называться «Канада» и ходило по реке и по заливу Святого Лаврентия.
Во время Первой мировой войны российское правительство купило «Канаду» для зимних перевозок грузов и охраны беломорских коммуникаций.
Судно имело две паровые машины по 3500 лошадиных сил и могло развивать скорость более 14 узлов.
Мало того, судно было просто красиво! Дымовая труба и стройные мачты были чуть наклонены назад, что придавало ему особое изящество. Небольшой бушприт функционально был абсолютно бесполезен, но чертовски красив!

Photobucket - Video and Image Hosting

Во время интервенции судно проводило через льды Белого моря транспортные суда союзников, а в феврале 1920 года оно, стоявшее тогда на Соломбале, оказалось в руках команды, симпатизирующей большевикам. Вскоре «Канада» отправилась в погоню за уходящим из Архангельска ледоколом «Минин» и яхтой «Ярославна». Дело дошло до орудийной перестрелки, но от стрельбы на «Канаде» стали расходиться плиты, на которых было укреплено орудие, и «Минин» ушел. «Ярославну» же удалось захватить и увести обратно в Архангельск.
В 1920 году «Канаду» переименовали в «Третий Интернационал». Название это, видимо, оказалось труднопроизносимым, и судно еще раз переименовали, в «Ф.Литке». Именно, «Ф.Литке», а не «Федор Литке».

Photobucket - Video and Image Hosting

С Белого моря ледорез перекинули на Балтику, потом на Черное море, потом на Дальний Восток, а в 1934 году имя «Ф.Литке» прогремело на всю страну. В 1934 году на нем впервые удалось пройти за одну навигацию по Северному морскому пути, из Владивостока в Мурманск.
За этот переход судно было награждено орденом Трудового Красного Знамени (да, был такой обычай), и с 1934 года до списания в 1958 году, судно снова работало на Севере.

Кстати, когда в 1935 году «Челюскин» оказался затерт льдами, и его стало уносить в море, «Литке» был неподалеку, и дай Шмидт телеграмму с просьбой помочь, «Литке» вывел бы «Челюскин» на чистую воду. Не было бы тогда ни челюскинской эпопеи с затонувшим судном, ни лагеря на льдине, ни спасения людей полярными летчиками. Но Шмидт телеграмму не дал. Почему не дал, никому не известно, и потом все было так, как было.

Из книги Л.Селиверстова «Из Поморья в океан»:
«Всем был хорош или, сказать точнее, почти всем, наш заслуженный ледорез, но была у него одна довольно досадная особенность в характере. Очень уж резко, стремительно и размашисто он качался на штормовой волне. При ходе лагом (бортом к фронту волны) никакими усилиями невозможно удерживаться на рулевой площадке верхнего мостика. Этот элегантный паршивец не просто кренился, а летел с гребня волны с грохотом и скрипом. Какое уж там управление рулем в такие моменты. Рулевой повисал на штурвале, судорожно цепляясь за рукоятки крепкого, дубового, окованного латунными полосами, колеса. Правда, это длилось всего несколько секунд, но часто подсознательно возникало опасение: «А ну, как оторвется рулевое колесо?!». Тогда — вместе с ним мгновенно за борт с высоты мостика.
Однако всегда проносило благополучно — у англичан все сработано прочно, надежно, на всю длинную корабельную жизнь».

«А какие прекрасные помещения были на «Литке»: замечательно красивая просторная кают-компания, отделанная японцами в один из ремонтов под светлый орех с этакими словно тисненными орнаментами и бронзовыми инкрустациями на переборках, рядом курительный салон, пианино; менее обширная, но тоже отлично отделанная, уютная столовая , салон команды у передней переборки надстройки с огромными застекленными книжными шкафами, еще с одним пианино и кинобудкой; великолепный коридор командного состава, устланный ковровой дорожкой, начищенные уборщиками до золотистого блеска бронзовые дверные ручки, кожухи трубопроводов, симметрично проложенные по обеим сторонам коридоров; полированные поручни с металлическими накладками на переходах по трапам. Да, все это было прекрасно. И нас нимало не смущали наши тесные четырехместные каюты рядового состава.
Однако надобно заметить, что были и досадные несоответствия, вносившие определенный бытовой дискомфорт. Странно, но англичане-судостроители, уделяли чрезвычайно много внимания и мастерства отделке внутренних судовых помещений — салонов, столовых, украшениям коридоров и трапов, однако, кажется, вовсе не обращали серьезного внимания на хозяйственно-бытовые помещения: камбузы, хлебопекарню, холодильные камеры, ванные помещения, бани, особенно для рядового состава. Если не изменяет память, на 18—20 командиров была одна ванная комната (каюта) и ни одной для рядового состава. А единственная на судне баня вызывала массу нареканий. Это было огромное пустое помещение на нижней палубе со стальными переборками и подволоком, холодная цементная палуба. По углам — краны с холодной водой и четыре шланга с острым паром, несколько грубых скамеек и пара десятков маленьких помятых тазиков.
Можно представить, когда после ходовой морской вахты в эту баню ввалива¬ются более двадцати человек, особенно чумазых кочегаров, механиков, машинистов, матросов. Баня сразу становится похожа на помещение для буйно помешанных. Прежде всего открываются паровые клапаны, и помещение быстро заполняется дико свистящим в резиновых шлангах паром. Видимость — ноль. Молодые, неугомонные, черные от угольной пыли кочегары, пользуясь отсутствием видимости, начинают хватать всех подряд своими чудовищно грязными руками. Расхватывают тазики, вырывают друг у друга паровые шланги. Кого-то уже слегка ошпарило, на другого «невзначай» вылили целый тазик холодной, как лед, воды (забортная вода в лучшем случае 3—5° выше нуля). Тут истинно выживают только сильные. Однако привыкаешь ко всему. Права была моя бабушка, приговаривая: «Привыкнешь, так и в аду хорошо!».

Photobucket - Video and Image Hosting

В последние годы «Литке» ходил без бушприта. Кто-то из начальства распорядился убрать его. Конечно, никакой пользы от бушприта не было, но бедный «Литке» без него сразу стал похож на боксера с перебитым носом.

Последняя цитата из книги Селиверстова:
«2 августа 1958 года мы вывели с помощью буксиров наш «Литке» на Мурманский городской рейд и в районе банки Анна Корга установили на мертвые якоря. И вдруг поразились... наш всегда опрятный, элегантный и морячистый по¬лярный «рысак» как-то сразу осиротел и поник. У нас на душе тоже стало пусто и мрачно — будто что-то родное и близкое потеряли. Любовь человека-моряка к своему судну это особенное, предельно искреннее и всегда бескорыстное чувство.

Но вот остановилось горячее, огненное сердце верного товарища. Уже не вздрагивает ритмично старый натруженный корпус, не гудят по-домашнему успокаивающе вспомогательные двигатели, механизмы и системы, не обнимает теплый, ласковый уют каюты. Все затихло, помертвело, охладело. Умолкли вентиляторы, погас в помещениях свет — дохнуло отталкивающе давящей тишиной. Не хочется ни говорить, ни прикасаться к чему-либо. Все стало холодным и чужим. Мы сошли с борта ледореза на катер, оглянулись и... сжалось сердце, перехватило дыхание. Большой, но беспомощный и опустошенный, он скорбно, с грустью и укором глядел нам вслед пустыми глазами иллюминаторов. Да, он все понимал, только сказать не мог. Через несколько месяцев его разрезали на металл. Так закончился трудовой путь заслуженного арктического корабля с трудной, но красивой и яркой судьбой».

Tags:

(7 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:Евгений Якимович
Date:September 20th, 2012 10:00 am (UTC)
(Link)
Очень красивая и добротная статья!
[User Picture]
From:ravik_bodmer
Date:November 28th, 2012 03:52 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:soroksem
Date:March 2nd, 2013 02:19 pm (UTC)
(Link)
"Кстати, когда в 1935 году «Челюскин» оказался затерт льдами, и его стало уносить в море, «Литке» был неподалеку, и дай Шмидт телеграмму с просьбой помочь, «Литке» вывел бы «Челюскин» на чистую воду. Не было бы тогда ни челюскинской эпопеи с затонувшим судном, ни лагеря на льдине, ни спасения людей полярными летчиками. Но Шмидт телеграмму не дал. Почему не дал, никому не известно, и потом все было так, как было."

Мда.. Очень интересно, кто подобное придумывает??!!!

На самом-то деле «Литке» до "последнего" пытался помочь «Челюскину».

«... 10 ноября [1933 г.] "Челюскин" впервые за весь поход попросил помощи другого судна — ледореза "Литке". 17 ноября обстоятельства сложились так, что "Челюскин" должен был добровольно отказаться от помощи израненного "Литке". С этой минуты судьба его была решена.
[...]
... 17 ноября было получено еще одно известие, казалось бы, более радостное, но по сути оно еще более усилило драматизм положения. Заместитель председателя Совнаркома т. Куйбышев прислал телеграмму, согласно которой "Литке" в своих спасательных операциях передавался в полное распоряжение О. Ю. Шмидта.
Через 20 минут от Бочека получена радиограмма: "Приветствую распоряжение заместителя председателя Совнаркома Куйбышева, для себя считаю честью быть в вашем распоряжении. Прошу вашего срочного распоряжения на немедленный вывод "Литке" изо льдов". И дальше в телеграмме говорилось, что "Литке" искренне и горячо стремился помочь "Челюскину", но обстоятельства таковы, что сам "Литке" скоро будет в положении бедствующего судна.
[...]
... Шмидт некоторое время молчит, поднимает глаза и по очереди оглядывает серьезные лица присутствующих.
— Товарищи, по-видимому единодушное мнение всех присутствующих - отпустить "Литке". Отпустим его, товарищи!
Так был отпущен "Литке". "Челюскин" остался во льдах Чукотского моря, предоставленный самому себе...
[...]
"ЧЕЛЮСКИН", 20 ноября (передано по радио). Экспедиционный пароход "Челюскин", заканчивая поход через Ледовитый океан, оказался в серьезном положении. Вынесенный 5 ноября напором течения и льдов из Берингова пролива, "Челюскин" до сих пор дрейфует в Ледовитом океане. Существовавшая опасность относа на север, в приполярный район, пока, видимо, миновала, так как ветер отклонил дрейф к западу.
Ледорез "Литке", команда которого с энтузиазмом немедленно выступила на помощь "Челюскину", не мог подойти ближе 20 миль. 17 ноября "Литке" вынужден начать обратный путь, так как быстрое нарастание льда грозило оставить и его в положении "Челюскина".
Дрейф "Челюскина" дал огромный материал для понимания течения в зимних условиях в этой неизученной части Арктики. Научные работы продолжаются. Настроение у всех крепкое.
Начальник экспедиции
Шмидт. »
(Поход "Челюскина". Том 1. Изд. редакции „Правды“. Москва. 1934)

подробнее: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=2348&p=19321#p19321

и, к слову сказать, «Челюскин» затонул 13 февраля 1934, а не в 1935-ем..

Edited at 2013-03-02 02:27 pm (UTC)
[User Picture]
From:vaga_land
Date:March 2nd, 2013 04:13 pm (UTC)
(Link)
"Очень интересно, кто подобное придумывает?"

"Придумал" это Леонид Селиверстов, плававший на "Литке в сороковые-пятидесятые годы, вплоть до списания судна. Как он это "придумал", я не знаю, может быть, рассказали члены команды, может быть, судовые документы видел. Глубоко я в эту тему не забирался, но упомянутая вами книга, напечатанная в 1934 году, источник не слишком достоверный. Авторы не собирались рвать тельняшку на груди, и не восклицали: "А сейчас мы вам расскажем, как оно на самом деле было!"
From:Maxim Chudaev
Date:September 20th, 2015 01:48 am (UTC)

Б

(Link)
Спасибо за прекрасную статью и информацию о ледорезе
Мой дед на нем служил!
[User Picture]
From:vaga_land
Date:September 20th, 2015 08:48 am (UTC)

Re: Б

(Link)
"Фотобакет" ликвидировал мой аккаунт, т. к. я долго им не пользовался (после проведенных улучшений там стало неудобно загружать фотографии), поэтому все фотографии исчезли, а восстановить их пока руки не доходят. Посмотрите эту страничку, там много фотографий "Ф. Литке" http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=677&sid=d1637157f79d6eb1b54a9e23c05a3a45

Edited at 2015-09-20 08:48 am (UTC)
From:Любовь Черкашина
Date:December 3rd, 2016 02:43 pm (UTC)
(Link)
Мой дед тоже служил на "Литке"-кочегарил! Дорохин Константин Иванович.Я пытаюсь собрать о нём информацию,если можете-помогите!
. Powered by LiveJournal.com