?

Log in

No account? Create an account
Пертоминский монастырь - Солнце село в море и осветило рыбу
July 16th, 2009
05:03 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Пертоминский монастырь
01_marfin_dom_600.jpg

Я и забыл, что в «Марфином доме» на втором этаже, кроме большого макета Соловецкого монастыря Зосимы Калашникова есть второй макет его же работы, макет Пертоминского монастыря. Напомнил мне об этом lev_usyskin.
Несколько фотографий этого макета:

02_pertominsk.jpg

03_pertominsk_3.jpg

04_pertominsk.jpg

05_pertominsk.jpg

06_pertominsk_onega_map_700.jpg

Рядом с макетом лежит самодельная карта южной части Белого моря, но фотографий современного Пертоминска нет. Что осталось от монастыря, неизвестно. Сам я в тех местах не бывал, так как добираться сложно, да и места тамошние довольно унылые. А народ и пешком, и на лыжах хаживал, и на велосипедах езживал, и на джипах весь берег Онежского полуострова проезжал.


07_marfin_dom_tumba_350.jpg

Администрация, с одной стороны, жалуется, что денег ни на что не хватает, с другой стороны, чувствуется сильный пофигизм и нежелание привлекать народ, который может дать денежку, пусть и небольшую.
На этой тумбе висят только два объявления о новых выставках. Объявления о том, что здесь можно посмотреть макеты Соловецкого и Пертоминского монастырей, нигде нет. Думают, что люди, проходящие мимо, и так это знают? Да большая часть этого не знает, а те, кто знали, те забыли.
Работают там, видимо, по принципу «Зайдут - покажем, не зайдут - не очень-то и хотелось».


08_pertominsk_map_800.jpg

09_pertominsk_map_b_800.jpg

Расположен Пертоминск возле входа в Унскую губу. В дальней части губы есть две старинные деревни, Уна и Луда. А больше в Унской губе люди нигде не живут.


10_onega_peninsula_unskaja_guba_pertominsk.jpg

В Интернете нашел снимок части Унской губы, сделанный с самолета. Вход в губу в стародавние времена получил название «Унские рога» (рога – каменистые гряды). На снимке слева Яреньгский рог, справа Красногорский рог.


11_vassian_iona.jpg

Появление монастыря в этих местах связано с гибелью во время шторма, то ли в 1561, то ли в 1566 году, двух соловецких монахов, Вассиана и Ионы, которые, шли на карбасе с грузом извести из дельты Двины на Соловки. Тела монахов потом были выброшены на берег.

Здесь http://www.sedmitza.ru/text/717751.html пишут так:
«Жители с. Луда, выехавшие на морской промысел, увидели множество ворон там, где лежали тела иноков. Неведомая сила отгоняла птиц от мощей святых, рыбаки обрели их неповрежденными и решили перенести в церковь с. Луда. Из-за сильного тумана рыбаки сбились с пути и пристали к берегу там, откуда отплыли. Ночью им явились во сне Вассиан и Иона, и повелели положить их «на пустом сем месте, под великою сосною, выше, противно тогожде места, на немже первее обретосте»

В июне 1599 г. старец Троице-Сергиева монастыря Мамант, управлявший соляными варницами Троицкой обители в Унском посаде, из-за встречного ветра простоял в Унской губе 4 дня. Во сне старцу явились Вассиан и Иона, назвали свои имена и рассказали историю своей гибели. Святые попросили отслужить на их могиле панихиду и поставить часовню, в награду обещая попутный ветер. Старец Мамант исполнил повеление, и 12 июня часовня была поставлена. Впоследствии промысловики, спасенные от бури, оставляли в ней деньги и свечи в благодарность за помощь святых. В 1617 г. близ часовни поселился некий старец, к нему собралась братия, и составился Пертоминский в честь Преображения Господня монастырь».


В 1694 году, во время второго посещения Архангельска, много неприятных минут возле Унских рогов пережил царь Петр, отправившийся 30 мая из Архангельска на Соловки.

Из книги Константина Коничева «Петр Первый на Севере» (Лениздат, 1973 год):
«На сто двадцатой от Архангельска версте, около Унской губы, поднялась непогодь. Бушующие волны накатывались и хлестали через палубу. В страхе солдаты и матросы шептали молитвы, готовясь к явной смерти. Потом запели, кто как мог, на все голоса: «Спаси, господи, плавающих и путешествующих...»
Царь Петр струхнул, и напрасно историки былых времен утверждали, что в эту ужасную бурю одно лишь лицо Петра, смотревшего на яростное море, казалось спокойным. До спокойствия ли было тогда.
Петр, легко поддавшись уговорам сумского монастырского крестьянина Антипы Тимофеева, уступил тому свое место у руля.
Лоцман Антипа Тимофеев, видавший виды на море, конечно, был не трусливого десятка, но и тот, берясь за руль, сказал:
- Дай бог проскочить между скал, что зовутся «Унскими рогами». Только за ними, может, и спасемся от урагана. Здесь такие места, что и при доброй погоде корабли о камни разбивались.
И повел Антипа яхту, круто изворачивая под ударами страшных волн. Петр с охраной стоял около него, вцепив¬шись руками в натянутые снасти.
- Ступай, государь, вниз! Как бы тебя не смыло. Петр пропустил мимо ушей слова Антипы. Не жить - не быть, но как ему не увидеть смертельно опасные чертовы «Унские рога». А это всего-навсего были открытые и скрытые скалы. Петр, не спуская глаз с мужика-лоцма¬на, следил за ловкими движениями его сильных рук.
Где-то на минуту, а может быть и того меньше, ему померещилось, что Антипа неверно направляет судно по¬чти в притирку со скалой. Царь испуганно высказал свое опасение лоцману. Тот, вместо ответа, вмиг справясь с волной, повернул яхту, и скала оказалась с подветренной стороны.
- Самое опасное место чуть подальше, вон там, где кипят-пенятся на каменных грядах буруны. Вот тут упаси нас бог! - проговорил громко лоцман.
Стиснув зубы, и зорко глядя в сумрак бурного, под нависшими облаками моря, он продолжал борьбу со стихией. У Петра появилась надежда на спасение. Он снова что-то попытался указать Антипе, чуть-чуть изменить курс яхты. Но Антипа не отвел глаз от бушующего моря, не удостоил царя даже взглядом. Он здесь главный, да еще - божья воля. Яхта с людьми и с царем - в его мужицких руках. Антипа отпустил словцо солоней морской воды и твердым голосом, требовательно, сквозь шум морской как отрубил:
- Государь, ты отдал мне руль, так не мешай, ступай отседа прочь. Здесь мое место, а не твое… Я знаю, что делаю!..
Мужицкая дерзость не раздосадовала царя. Как лоцману не доверить, когда он так смело царю говорит?
Пройдя «Унские рога», яхта оказалась в полной безопасности. Лоцман Антипа перекрестился и уступил руль Петру.
- А теперь, государь-батюшка, не страшно. Правь прямо на Пертоминский монастырь. Святые Вассиан да Иона к себе в гости зовут.
Яхта стала на якорь вблизи монастыря. Для монахов неожиданное, удивительное событие: сам царь пожаловал с архиепископом. Трезвон, молебствие.
Петр подозвал к себе лоцмана Антипу.
- Крепко ты меня отпотчевал в бурю...
- Прости меня, дурака, царь-батюшка. Может, не те слова сорвались, прости... - И лоцман бухнулся Петру в ноги.
- Встань. Ты был вправе мне так ответить. Неправ я, совался не в свое дело. Вот тебе мое шкиперское платье. Высуши и носи на здоровье. Крепко шито, не распорется. И вот тебе еще моя шапка да тридцать целковых в награду, и быть тебе в полной свободе от монастырских работ. Теперь ты сам себе хозяин... - И поцеловал его Петр трижды при этом».

За полтора года до этого события в монастыре было закончено строительство каменной Успенской церкви. Освящена была церковь 9 октября 1692 года.

Из книги Геннадия Попова «Старый Архангельск» (Арх., 2003 год)6
«…этот монастырский храм, волею обстоятельств, дал приют московскому царю и сопровождавшим его лицам. Трое суток прожил здесь Петр, большую часть времени потратив на изготовление большого соснового креста в честь, как тогда говорили, чудесного спасения.
Надпись, вырезанная Петром на кресте, гласила: «Сей Крест поставил Капитан Петр в лето Христово 1694». Крест этот Московский царь вкопал в землю на морском берегу близ того места, где бросил якорь «Святой Петр».
Пертоминская обитель была щедро награждена московским царем: «пожаловано на строение монастырской ограды 200 гривен, братии 600 гривен; столько же на лодью монастырскую, вместо разбитой бурею на промыслах. Для церковного богослужения дано большое количество вина и свечей, а для трапезы - рыбы. Приказано отвести монастырю земли, рыбные и звериные ловли, возвратить взятые с него за несколько лет пошлины. Монахи с игуменом кланялись, крестились, благословляли, не находили слов возблагодарить Бога и Государя за такие неожиданные милости».
А 6 июня, когда ветер стих, яхта взяла курс к Соловецкому монастырю.
В дальнейшем, когда петровский крест подгнил, его вынули из земли и перенесли на хранение в Успенскую церковь Пертоминской обители».


15_petr_krest_pertominsk_300.jpg

«Весной 1805 года, в связи с предстоящей установкой нового предохранительного навеса над домиком Петра Великого, что стоял на форштадте Новодвинской крепости, городская дума решила перевезти царский крест из Пертоминского монастыря, «с подобающей церемонией», и поместить его в Троицком кафедральном соборе Архангельска.
По этому поводу пришлось обращаться за разрешением к императору Александру I. Согласие было дано. Более того, за похвальное намерение городского общества разрешено было «роздать на общественный щет неимущим гражданам муки ржаной 1000 пудов».

Пертоминский монастырь без креста не оставили, на том же месте поставили копию.

Фотографии Пертоминского монастыря 1886 года (из альбома «Монастыри Архангельской Епархии», Арх., 2006 г.):

12_pertominsk_old_1.JPG


13_pertominsk_old_2.JPG

Успенская каменная, теплая, пятиглавая, трехэтажная церковь.


14_pertominsk_old_3.JPG

Деревянная гостиница с мезонином была построена в 1869 году. В гостинице было четыре номера, кухня и келья для «гостинщика». В трех подвалах хранились монастырские овощи.

Когда монастырь закончил свое существование, и как исчезла Успенская церковь, я не знаю. Троицкий собор в Архангельске разрушили в конце двадцатых. О кресте, изготовленном Петром, долго ничего не знали, считали, что его уничтожили в то же время, но в восьмидесятые петровский крест неожиданно вынырнул из запасников областного краеведческого музея. Один он и уцелел.

На старых картах Пертоминска нет (карты с сайта «Кольские карты» http://biarmia.narod.ru/).

map_1824.jpg

Карта 1824 года. Отмечена деревня Красногорская, что находилась в нескольких километрах к юго-западу от монастыря.


map_1891.jpg

Немецкая карта 1891 года. Деревня Красногорская есть, а Пертоминска нет.


map_1922.jpg

Немецкая карта 1922 года. Пертоминска, по-прежнему, нет.
Похоже, что поселок Пертоминск появился на месте монастыря в конце двадцатых или в тридцатые годы прошлого века. Монастырь закрыли, вероятно, еще раньше, монахов разогнали, а монастырские постройки использовали под жилье.


map_1943.jpg

На карте 1943 года появилось название «Комм. им. Сталина». Интересно, когда Коммуна имени Сталина стала Пертоминском. Не при Никите ли Сергеевиче?

Фотографий нынешнего Пертоминска в Интернете мало.
Два снимка, сделанные в 1988 году, нашел здесь: http://fotki.yandex.ru/users/kurchanov-19509/view/137337?page=4

16_pertominsk_1988.jpg

17_pertominsk_kolodets_1988.jpg

Мурманчанин, прошедший в 1988 году с друзьями на двух ботах от Мурманска до Архангельска, написал:
«Очень симпатичный поселок Пертоминск… Там вообще все села симпатичные, но этот мне особенно понравился. И молодежи много, и разваливаться он как-то не собирался, хотя перестройка шла уже семимильными шагами».


В Google Earth нашел несколько недавних снимков Пертоминска.
Автор-Сергей Корсун.

18_ertominsk_panoramio.jpg

19_pertominsk_panoramio_sergei_corsun.jpg

20_pertom_panoramio_ser_korsun_fish.jpg

21_pertom_panoramio.jpg

Поселок не развалился, развалился рыбозавод, дававший работу основной части взрослого населения.

Здесь http://veter.turizm.ru/45/na_pomor.shtml нашел описание Пертоминска, сделанное не так давно одним из лыжников, шедших по Онежскому полуострову.
«Некогда оживленный Пертоминск (в нём было более тысячи жителей), имевший свой рыбзавод, заметно опустел: работы не стало. Когда нас пригласили попить чай, то рекомендовали вещи внести в избу - на всякий случай. Удивляет щедрость и радушие местных жителей: к столу подали козье молоко, чай со свежим хлебом, соления, в дорогу положили пакет с навагой (здесь её ласково называют "наважка"). В посёлке - магазин, причал, остатки монастыря прошлого века: сторожевые башни, двухэтажные строения из красного кирпича, давно обжитые местным населением».

Читаю то, что пишут люди, живущие в столичных городах, и иногда впору за голову хвататься.
«Удивляет щедрость и радушие местных жителей…».
То есть, если бы местные жители чужаков на порог не пустили, не накормили бы, не напоили, это было бы нормально? Это никого не удивило бы?
«Удивляет щедрость…». Значит, если покормили, и денег за это не потребовали, вот это удивительно, да?
Эх, люди, жители больших городов, что же с вами жизнь сделала?
Но это я так, к слову.

Живет сейчас в Пертоминске, если верить информации Приморской администрации, 550 человек.
От цивилизации, вроде бы, люди не отрезаны. Два раза в месяц ходит теплоход, два раза в неделю прилетает самолет, три раза в неделю из Пертоминска в Луду ходит паром, а из Луды в Архангельск ходит автобус.
Так-то оно так, только билет на теплоход стоит тысячу с небольшим, билет на самолет – тысячу семьсот, на пароме берут пятьсот, а в автобусе надо заплатить шестьсот рублей. А за выловленной в море рыбой коммерсанты приезжают нечасто, да и жмут, жмут денежку, жмут так, что она аж пищит! Какая уж тут цивилизация, не до жиру, быть бы живу.

Tags:

(3 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:sauserful
Date:April 5th, 2013 06:55 am (UTC)
(Link)
В 1920 году монастырь был закрыт. В нем предполагалось разместить коммуну имени Сталина, но в 1929 году разместили трудовую детскую колонию(14). Тогда снесли все церкви, сильно исказили перестройками другие сооружения. Монастырскую гостиницу и двухэтажное здание братии, облицованное кирпичом, переоборудовали под жилые комнаты для детей, а здание с нижним каменным и верхним деревянным этажами – под квартиры служащих детского дома.

До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVIII – начала XX века

http://siya.aonb.ru/index.php?num=1857
[User Picture]
From:o_apankratov
Date:August 31st, 2014 01:48 pm (UTC)
(Link)
Свежий фотоочерк Пертоминска: http://russkij-sever.livejournal.com/1878560.html
[User Picture]
From:livejournal
Date:June 26th, 2017 12:40 pm (UTC)

Вереница приглашает на Белое море в Пертоминск

(Link)
Пользователь kukanka сослался на вашу запись в своей записи «Вереница приглашает на Белое море в Пертоминск» в контексте: [...] История места http://vaga-land.livejournal.com/279197.html [...]
. Powered by LiveJournal.com