vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Category:

Шхуна «Запад» (картина, статья и три фотографии)



Алла Семакова «Шхуна “Запад”» (1971 г.).







Это не 1971 год, это середина семидесятых. Фотография не моя, нашел ее давно, на каком-то морском форуме




Шхуна "Запад" (еще с мачтами) и ее смотритель с 1980 по 1990 годы - бывший капитан дальнего плавания Федор Петрович Колтовой.
Фотография с сайта http://www.emezk.ru/


В ноябре прошлого года в газете «Правда Севера» была напечатана несколько неожиданная статья о шхуне.

«Это не легендарное судно»

Считает Александр Клобуков, последний капитан шхуны «Запад» С начала 80-х годов на Красной пристани Архангельска на «вечном приколе» стоит шхуна «Запад». За это время она не раз попадала в поле зрения общественности, в основном в разряде происшествий (пожар, очередной порыв ветра снес мачты).

В 2005 году приказом Михаила Швыдкого, тогдашнего руководителя федерального агентства по культуре и кинематографии, из учетной документации ГУК «Северный морской музей» шхуна была исключена «как ошибочно включенная в состав основного фонда музея» (№ 182 от 14.04.2005).

Но в Архангельске периодически к шхуне вспыхивает интерес. И в СМИ появляются рассуждения, что «Запад» надо срочно спасать.

Недавно о шхуне вновь заговорили - на совещании в министерстве промышленности, транспорта и связи Архангельской области. Речь снова шла о том, что шхуну необходимо сохранить. Но ремонт, по самым предварительным оценкам, обойдется бюджету в 30-40 миллионов рублей, и, по меньшей мере, миллион рублей придется выделять на ее содержание каждый год.

И вот уже совсем на днях участники открытого совещания по проблемам сохранения парусной шхуны пришли к выводу, что ее точно надо сохранить. Ирина Гурьева, специалист-эксперт областного министерства образования, науки и культуры, озвучила официальную позицию своего министерства: «Всеми силами стараться сохранить шхуну, восстановить и ввести в научный и туристический оборот».

Сегодня о судьбе шхуны мы говорим с последним ее капитаном Александром Михайловичем КЛОБУКОВЫМ. Он ушел с «Запада» в 1976 году, когда и было списано это судно.

- Александр Михайлович, а почему, собственно, шхуну списали? Она тогда уже выработала свой ресурс?

- Шхуна была построена в Финляндии в 1949 году, значит, ей тогда было около 30 лет. Для деревянного судна - приличный возраст, обычный срок эксплуатации подобных судов 20 лет. И тогда уже техническое состояние судна было таково, что его пора было списывать.

В нашем последнем рейсе вода попала через главную палубу на распределительный электрощит в машинном отделении, в результате произошло короткое замыкание. А у нас 50 курсантов на борту! Нас сразу вернули в Архангельск. Это и послужило одной из причин списания судна, после этого случая оно в море уже не выходило. И до того с ним бывали разные мелкие аварии.

Говорят, что обшивка судна дубовая, толщиной 15 сантиметров. Вовсе нет! Она представляет собой двойную обшивку из обычных сосновых досок, толщиной два дюйма - это пять сантиметров. Сейчас судну 60 лет, а оно ни разу, как поставлено на «вечный прикол», не ремонтировалось. Можете себе представить, что сейчас осталось от обшивки?

- Как считаете, шхуну можно восстановить?

- Мое мнение таково: восстановление шхуны выйдет гораздо дороже, чем постройка такой же новой. А при существующих «черных» схемах - погреть руки на чем бы то ни было - думаю, восстановление шхуны обойдется в такую сумму для бюджета, что и подумать страшно. Сколько на эти деньги можно построить социальных объектов? Поэтому лично я выступаю против восстановления шхуны, нравится это кому или нет.

Думаю, лучше построить новое судно. А если нет на это денег - закажите модель «Запада» и поставьте его, к примеру, в вестибюле Архангельского мореходного училища, потому что шхуна была учебным судном этого заведения, на ее борту прошли практику несколько поколений курсантов, ставших впоследствии прекрасными морскими специалистами. Или поместите модель в морской музей.

- Но вот говорят же, шхуна - памятник деревянного судостроения...

- Чьего, финского? Судно было парусно-моторным, и его первоначальное предназначение - грузоперевозки. Позже шхуна стала использоваться как учебная. И потом, это же не легендарное судно «Фрам», на котором исследовал Арктику Нансен, и не королева океанов «Катти Сарк». «Запад» - обычная трехмачтовая шхуна, подобных которой было выпущено немало, и ничем особенным не прославилась. Ну, разве тем, что олицетворяла собой морскую романтику для курсантов.

- А далеко ли ходила шхуна «Запад»?

- Как раз из-за ее технического состояния у нас был ограниченный район плавания, из Белого моря мы не выходили.

- Вы как капитан что чувствуете, проходя мимо нынешних руин?

- Ничего не чувствую, поскольку я работал на многих судах, которых ныне уже нет. Но сознание того, что шхуна выглядит как короста на теле, вызывает некую досаду. Даже когда судно имело более презентабельный вид, но уже стояло на самой набережной, а не на воде, у меня это вызывало досаду. Стихия судна - вода, оно должно быть на воде, таково мое убеждение. Правда, мне могут возразить: «Фрам» же стоит в павильоне, а не на воде. Но «Фрам» - это национальная гордость Норвегии, они его берегут как зеницу ока...

- И все-таки шхуну хотят отреставрировать. Один из проектов - детский клуб. А может, кафе, как некоторые предлагают...

- Детский клуб? Не знаю. К помещениям, где будут находиться дети, предъявляются особые требования безопасности. Кафе... Тут никто велосипеда не изобретет, все уже было. Судьба некоторых списанных учебных парусников сложилась так, что в них появились кафе или рестораны, как, к примеру, в паруснике на воде «Кронверк» в Петербурге.

Когда списывали «Запад», я был приглашен на совещание к главному инженеру пароходства Трубину, где и решался этот вопрос. Но тогда дело кончилось ничем. Вот и пришла кому-то «светлая» мысль поставить шхуну на кильблоки, а потом перенести на набережную. С тех пор вот так и стоит - как на вечном ремонте.

- Шхуну ведь хотел взять на баланс музей Мирового океана, что в Калининграде. Да тоже что-то не срослось...

- Бога ради! Пусть берет, кто хочет, только реставрирует за свой счет, а не за счет архангелогородцев и жителей области. Кто возьмется отреставрировать шхуну за свой счет - в ноги им поклонюсь.

- Скажите, а зачем курсантам было проходить практику на паруснике, когда есть современные пароходы?

- Романтика, морская романтика. А еще после практики на этой шхуне становилось ясно: будет человек моряком или нет. Конечно, она не давала ребятам понятия о современном мореплавании, но вот что такое море, дисциплина, порядок, несение вахты - она давала понять. Короче, азы морской жизни, которым не научит ни одно современное судно.

- А где современные ребята понимают, что такое море?

- На барке «Седов».

- Как считаете, Архангельск утратил славу морского города?

- Раз рядом есть море, есть река, то и порт должен быть обязательно. Но то, что сейчас представляет из себя Архангельский порт - это остатки, осколки былого размаха. Причин тому много. Знаю только одно: если возобновятся грузопотоки, то порт оживет и Архангельск восстановит славу морского города. А люди наши умеют работать и, главное, хотят. Вот об этом бы подумать...

Елена ИРХА
«Правда Севера» (10.11.2010 г.)



Эта фотография тоже не моя, где нашел, не помню.
Tags: Архангельск исчезнувший
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment