?

Log in

No account? Create an account
Шхуна "Зверобой" - Солнце село в море и осветило рыбу — LiveJournal
February 17th, 2012
09:57 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Шхуна "Зверобой"



В 1930 году шхуна «Зверобой», выйдя из Архангельска, дошла до Таймыра, и во время исследования устья реки Пясины выскочила на камни, получив пробоину. Радист успел передать информацию о крушении, и подошедшим пароходом «Диксон» весь экипаж был спасен. Шхуну стащить с камней не удалось, и вскоре ее разбило сильным волнением.




Шхуна была построена в Норвегии, называлась «Браганца», и в 1928 году итальянское правительство зафрахтовало ее для поисков членов экспедиции Нобиле.
Хорошей фотографии шхуны я нигде не нашел, но в сборнике «Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии» есть фотография «Мурманца», бывшего в Норвегии «Сторисом». Подобные суда строились по одним чертежам, и, скорее всего, «Браганца» была такой же. Только в сборнике «Мурманец» назван не шхуной, а ботом, и гидрограф Попов в своей книге о гидрографах «Автографы на картах» тоже называет «Зверобой» ботом.




В том же 1928 году «Браганцу» было решено купить у норвежцев, и использовать для гидрографических исследований. Принимать судно в Норвегию отправился 37-летний Артур Карлович Бурке, латыш, поселившийся в Архангельске в 1915 году. Тогда в Архангельске оказалось много латышей-беженцев.
Бурке перегнал «Браганцу» в Архангельск, где ее переименовали в «Зверобой» и стал ее капитаном.

В 1929 году "Зверобою" поручили разведать путь из Архангельска в реку Лена. В конце ноября 1929 года экспедиция во главе с ее начальником и капитаном Бурке возвратилась на "Зверобое" в Архангельск. Кроме научных заданий, экспедиция организовала и снабдила промысловые зимовки, создала базы горючего для арктических полетов.
В 1930 году Бурке перешел капитаном на шхуну «Белуха», а «Зверобоем» стал командовать капитан Петранди (грек?).




Нашел в Интернете фотографию Алексея Шкроева, астронома, выпускника Томского университета, сделанную в июле 1930 года на борту «Зверобоя», когда экспедиция готовилась к отплытию из Архангельска. В экспедиции 1929 и 1930 годов "Зверобой" уходил из Архангельска, но, судя по надписям на спасательных кругах, портом приписки был Мурманск.




«Зверобоем» я заинтересовался после того, как в журнале sibir79 увидел эту фотографию, оцифрованную в Тобольске. Видимо, фотография осталась в тех краях тогда, когда спасенный экипаж вывезли с Таймыра и переправляли в Архангельск.
Может быть, я ошибаюсь, но один из двух сидящих (справа, в темном шарфе) – капитан Бурке. Очень уж характерная ямочка на подбородке была у Артура Карловича.
На палубе и на надстройке снег, значит, это поздняя осень, и фотография сделана или сразу после покупки шхуны в Норвегии в 1928 году, или осенью 1929 года, после экспедиции к устью Лены.




Потом Бурке плавал капитаном «Садко», написал книгу о полярных льдах, жил в Соломбале, во время войны заболел туберкулезом, и умер в 1942 году.




Могила капитана Бурке находится на Соломбальском кладбище, неподалеку от главного входа.




Дом, в котором жил и умер Бурке, я хорошо помню. Он стоял на улице Челюскинцев, недалеко от Двины, в глубине двора, и между домом и забором был большой огород. Сколько раз я проходил мимо этого дома со своим «ФЭД»ом, но тогда я понятия не имел ни о капитане Бурке, ни о том, что он жил в этом доме. Нашел в Интернете всего одну фотографию, сделанную корреспондентом газеты «Моряк Севера» перед сносом дома.
Дом достоял до 2007 года, но в последние годы в нем была какая-то контора, видимо, жильцов ранее переселили. Потом участок выставили на продажу, общественность и некоторые журналисты заговорили о том, что было бы неплохо сделать в этом доме, но если в советские времена не удалось сохранить пароход «Седов», то уж домик Бурке в условиях российского капитализма был пережеван еще быстрее.




На участке, где стоял дом капитана Бурке сейчас стоит вот этот «сундук».

Tags:

(10 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:polki_volki
Date:February 17th, 2012 06:03 pm (UTC)
(Link)
Интересно и собака с переплетёнными лапами хороша.
[User Picture]
From:huhundra
Date:February 17th, 2012 06:58 pm (UTC)
(Link)
спасибо, читаю ваш ЖЖ, всегда итересно.
[User Picture]
From:catherine_catty
Date:February 17th, 2012 08:06 pm (UTC)
(Link)
Да, на групповом снимке и вправду капитан Бурке. Очень похож.
А собаки для охоты? Или ездовые? Или в качестве охраны?
[User Picture]
From:vaga_land
Date:February 17th, 2012 08:36 pm (UTC)
(Link)
Собаки не ездовые, это точно, в гидрографических экспедициях они не нужны. Охотиться тоже нет возможности. Скорее всего, просто приблудные. Пока стоят у причала, собак подкармливают, когда уходят в море, они к другому судну прибиваются.
[User Picture]
From:catherine_catty
Date:February 17th, 2012 08:39 pm (UTC)
(Link)
Эх, жаль, что бродячие. Славные!
[User Picture]
From:sibir79
Date:February 18th, 2012 11:29 am (UTC)
(Link)
кстати, у Бадигина, где он описывает встречу с Бурке, во время войны есть такая цитата - Мой бывший капитан был бледен и худ, говорил из-за болезни горла едва слышно. С
планом зимней проводки во льдах сразу согласился. - Только не ходите напролом,- сипел он,- напролом никакой ледокол не осилит. А по разделам, по съемам... На атлас приливов [108] и отливов тоже посматривайте... Я на зверобойках примечал, как и что..."
"Зверобойки" - это такой класс промысловых судов?
[User Picture]
From:vaga_land
Date:February 18th, 2012 12:19 pm (UTC)
(Link)
Нет, "зверобойка" это сокращенное от "зверобойного промысла", когда весной снаряжались промысловые суда с бригадами зверобоев, и отправлялись в море, искать на льду лежки тюленей. Когда замечали такую лежку, высаживали на лед зверобоев. Зверобои делились на гарпунеров (стрелков) и "черновУ", тех, кто свежевал убитых тюленей, связывал шкуры в тюки, и стаскивал их в одно или несколько мест, чтобы потом их было проще загрузить на судно.
В старину поморы ходили в море за морским зверем на карбасах, потом стали использовать шхуны и боты, перед войной и после войны - большие пароходы. В семидесятые-восьмидесятые высаживали зверобоев на лед с вертолетов, а в последние несколько лет на "зверобойку" никто не ходит. Фотографии бельков с огромными глазами и тушками, испачанными в крови, сделали свое дело, и промысел тюленя в Белом море запретили. Норвежцы же плевали на все призывы гринписовцев, и как добывали тюленя, так и добывают.
[User Picture]
From:wiwiwana
Date:February 19th, 2012 05:00 pm (UTC)
(Link)
Ну ничего себе! Я то думала - норвежцы гуманный европейский народ...
Читала путевые заметки отного человека, отправившегося в путешествие по русскому и скандинавскому северу. Он описал норвежцев как очень трудолюбивых людей, которые на своей северной скудной земле могут многое сделать и добыть. В частности описал разницу того, как добывали гагачий пух русские и норвежцы. Наши ради пуха убивали птиц, из-за чего у русских берегов гаг оставалось мало. Норвежцы же просто собирали пух с земли, со скал, его там много оставалось. В результате, у норвежцев был стабильный заработок, а наши - с носом...
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vaga_land
Date:February 19th, 2012 06:57 pm (UTC)
(Link)
Спасибо. Только есть одна нестыковка. Написано, что "С 15.03.1921 начал службу в Обь-Енисейском гидрографическом отряде, в мае 1924 г. уволен со службы", а экспедиция "Зверобоя" в 1930 году была именно гидрографической. Видимо, после увольнения перебрался в Архангельск.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vaga_land
Date:February 19th, 2012 08:06 pm (UTC)
(Link)
Я понимаю, что это он. Петранди не Иванов и не Кузнецов, фамилия редкая, просто та биография, видимо, не слишком подробная.
. Powered by LiveJournal.com