?

Log in

No account? Create an account
Художники-участники экспедиций на Крайний Север - Солнце село в море и осветило рыбу
October 9th, 2012
01:39 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Художники-участники экспедиций на Крайний Север


В Гостином Дворе посмотрел еще одну выставку, «Художники-участники экспедиций на Крайний Север». Почти вся экспозиция состоит из репродукций хорошего качества, а несколько картин-оригиналов выставлено, как я понял, для «оживления».
Ходил, смотрел репродукции, и все никак не мог понять, по какому принципу сформирована экспозиция, и что мне все это напоминает, а потом дошел до планшета с пояснительным текстом, и вспомнил. В 2008 году петербургское издательство «Гамас» (в тексте издательство почему-то названо научно-производственной фирмой) выпустило альбом ««Художники-участники экспедиций на Крайний Север». Я тогда заказал у них альбом с фотографиями, сделанными во время интервенции на Севере России, и раздумывал, не заказать ли мне и альбом о художниках. В конце концов, заказывать не стал, т.к. не хотелось покупать «кота в мешке». Вроде бы альбом и сейчас можно купить в издательстве, стоит он 1.150 руб., http://www.gamasgroup.ru/shop, но настораживает то, что с 2010 года не напечатана ни одна книга. Живо ли издательство?
Наверное, живо, потому что весной этого года в Гостином дворе была открыта выставка о Гражданской войне и интервенции на Севере, и все стены зала были увешаны фотографиями, переснятыми из альбома 2008 года издательства «Гамас». Летом выставку неожиданно быстро свернули, как проговорилась сотрудница музея, из-за нарушения авторских прав. Видимо, фотографии выставили, не спросив разрешения у «гамасовцев», вот они и возбудились. То, что нынешняя выставка сделана с соблюдением всех приличий, это понятно, нашим музейщикам два раза наступать на одни и те же грабли нет резона, потому о «Гамас» даже отдельный планшет сделали.




И альбом, и выставка, начинаются с репродукций литографий Редера, участника экспедиции 1837 года к Новой Земле Карла Бэра. Редер не был профессиональным художником, он служил на Санкт-Петебургском монетном дворе, и ни в одном документе не удалось найти его имя. Литографии с авторской акварельной раскраской были найдены на складе старых изданий Академии наук в 1933 году.



Редер «Новая Земля. Южный берег Маточкина Шара. Шхуна «Кротов» на фоне горы Носилова».




Редер «Новая Земля. Гора Матюшев камень-вход в губу Серебрянку».




Николай Васильевич Пинегин на борту «Святого Фоки» (1912-1914).




Пинегин «Новая Земля. В бухте Святого Фоки» (1912-1914).




Пинегин «Земля Франца-Иосифа. Айсберг в бухте Тихой» (1913-1914).




Пинегин «Полярная станция на Земле Франца-Иосифа» (1936).


Альберт Николаевич Бенуа (185201928) учился в 1871-1877 гг. в Академии художеств на архитектурном отделении, одновременно занимался акварелью. С середины восьмидесятых годов преподавал акварель в Академии художеств. Принимал участие в экспедиции на Кольский полуостров в 1920 году в качестве художника, и, возможно, побывал с экспедицией на Новой Земле в 1925 году. Как я понял, следов в документах об участии Бенуа в экспедиции не осталось, но на одной из акварелей, выполненных в той экспедиции, есть его подпись.



Бенуа «Летний вечер на Мурманском побережье» (1920).




Бенуа «Новая Земля. Черная губа» (1925).




Бенуа «Новая Земля. Маточкин Шар. Террасы» (1925).




Бенуа «Новая Земля. Маточкин Шар» (1925).




Бенуа «Новая Земля. Ольгино становище» (1925).




Бенуа «Новая Земля. Ольгино» (1925).




Бенуа «Колгуев» (1925).


Этнограф Владимир Владимирович Чарнолуский (1894-1969) занимался живописью в училище барона Штиглица, готовился поступать в Академию художеств, но в 1915 году ушел добровольцем на фронт. В 1925 году окончил этнографическое отделение Географического института, был в экспедициях на Севере. Зарисовки, сделанные им, относятся к 1922 году, когда этнографическая экспедиция побывала на Канинском полуострове, в Семже, Неси, Пеше. Кроме авторских подписей, у каждого рисунка есть пояснительный текст.



Чарнолуский «Канин Нос. Первый дебют на оленях» (1922).

«Из книги Чарнолуского об опыте управления «оленным» транспортом: “Мой мудрец бежал, когда бежали все олени, сворачивал там, где сворачивали все олени, останавливался там, где стояли, и трогался с места, не спрашивая моего согласия. Надо слонаться, на меня он не обращал ни малейшего внимания. Он добросовестно делал дело, порученное ему хозяином. На мои приемы управления он посматривал косо и делал вид, что совершенно не понимает, чего от него хочет эта чурка с глазами, которая сидит позади”».




Чарнолуский «Канин Нос. Он шептал слова красотке…» (1922).

«Чарнолуский иронизирует по поводу типичной коллизии полевой работы этнографа (или фольклориста). Успех исследований зависит от установленного контакта с информантами. Этнографы всегда работают со старшим поколением – и приходится «ухаживать» за какой-нибудь старушкой, как за барышней. Неофитам такие параллели неизбежно приходят в голову».




Чарнолуский «Семжа. Эвмория».

«Баня в любой экспедиции – всегда праздник, особенно на Севере, где коренные народы бань традиционно не имели. Слово “эвмория” с трудом поддается толкованию. По смыслу оно явно близко к “эйфории”. Может быть, это образец экспедиционного словотворчества по греческлму образцу – “эу (эв)” в переводе с греческого – благо; “морос” - глупый, неразумный. Возможно слово “эвмория” буквально означает “благоглупость”.
В углу, под банным полком на рисунке сидит некое лохматое существо. Скорее всего, это банник (банный хозяин) – нечистый дух, обитающий в бане, согласно народным представлениям. Рассказы о банниках широко бытуют на Русском Севере и вполне могли быть услышаны этнографами».


В экспозиции есть две картины (не копии) Александра Борисова, которые я раньше не видел.



Борисов «Материковый лёд» (1899).




Борисов «Летняя ночь в Карском море» (1928).

Tags:

(21 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:kry_katrin
Date:October 9th, 2012 09:53 am (UTC)
(Link)
Читала я эту книгу. Хорошо издана, интересная, хорошие иллюстрации. Правда после ее прочтения почему-то остается ощущение недосказанности. Будто не всё сказали, а прервали речь на середине.

Спасибо за репродукции Борисова. "Материковый лед" мне очень понравился.
[User Picture]
From:vaga_land
Date:October 9th, 2012 12:35 pm (UTC)
(Link)
Вы имеете в виду альбом, или книгу Чарнолуского? Если книгу Чарнолуского, то недосказанность может быть была по причине того, что он сидел с 1938 по 1945, вот и почувствовалось между строк.
[User Picture]
From:kry_katrin
Date:October 9th, 2012 02:13 pm (UTC)
(Link)
Я имела в виду альбом. Впрочем, это мое субъективное ощущение :)
[User Picture]
From:l_a_m_p_a
Date:October 9th, 2012 10:44 am (UTC)
(Link)
Какие замечательные картины! И Север. спасибо огромное, рассматривала с удовольствием.
[User Picture]
From:vaga_land
Date:October 9th, 2012 12:37 pm (UTC)
(Link)
Пожалуйста. Там хоть света было в избытке, в отличие от некоторых выставок, на которых недавно побывал в Москве и в Белоруссии.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vaga_land
Date:October 10th, 2012 04:44 pm (UTC)
(Link)
Сам, все сам. Сначала снял, потом в Фотошопе обработал: обрезал, уменьшил, где было темно - сделал посветлее. Из Интернета только обложка альбома.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vaga_land
Date:October 10th, 2012 05:10 pm (UTC)
(Link)
Вроде бы платная, но я не платил, решил сначала посмотреть, стоит ли снимать. Однажды в Морском музее, который все никак не может открыться, и сделал всего одну выставку о судостроении и зверобойном промысле поморов, заплатил 100 рублей за фотографирование, посмотрел, а выставка-одно название, и снимать было нечего. Походил, посмотрел, народу никого, смотрительницы в спину не дышат, ну и стал снимать.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vaga_land
Date:October 11th, 2012 06:03 pm (UTC)
(Link)
Картин там было мало. Две Борисова (они здесь есть), одна Писахова, и одна Румянцева. Картина Писахова довольно известная, она, по-моему, даже есть в тех постах, где я писал о нем. О Румянцеве я ранее не слышал, картина называется "Новая Земля", я ее снял, но она мне не понравилась, поэтому я и показывать ее не стал.
Все остальное - репродукции. Конечно, я не стал показывать все. Я даже снимал не все. Посмотрите на самую первую фотографию. Вся выставка поместилась в этом одностолпном зале. Впереди - репродукции самодеятельного художника Игоря Белькова (не снял ни одной, показались аляповатыми), справа рисунки и акварели Альберта Бенуа (десяток рисунков показывать не стал, авкарели показал почти все), сзади - рисунки Чарнолуского, сделанные им в этнографических экспедициях. Их много, больше двух десятков, но я показал только три. Слева за кадром остались репродукции литографий Редера (не показал две "Ненцы Новой Земли, она и так очень известная, и "Варангер-фиорд"), За Редером Пинегин (снял, но не показал две, наименее интересные). Кажется, там были еще рисунки ненецкого художника Тыко Вылки (слева, ярко освещенные), но мне они показались неинтересными.



Еще одна фотография этой выставки, снимал от входа. Если не учитывать репродукции картин Белькова, висящие вдалеке, и репродукции рисунков Чарнолуского, которых было очень много, то из оставшихся (Редер, Пинегин и Бенуа) снял больше половины, процентов восемьдесят.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vaga_land
Date:October 11th, 2012 08:16 pm (UTC)
(Link)
Не совсем понял вопрос о Бенуа. Что значит "были"? А как бы я их снял, и показал здесь, если бы их не было?

Гостиные дворы, Русский и Немецкий, построили в 17 веке, при Алексее Михайловиче. До этого Гостиные дворы были деревянные, но они сгорели. Каменные дворы начали строить в 1668 г., закончили строительство в 1684 г. Между Русским и Немецким Гостиными дворами был построен Каменный город (крепость). В общем, мощное сооружение получилось.

Photobucket

В Голландии в 1765 году была напечатана гравюра с изображением архангельских Гостиных дворов. Это фрагмент гравюры.

Image Hosted by ImageShack.us

Карта из стокгольмского Королевского военного архива (первая половина 18 века). Карта, возможно, была составлена шведом-картографом, оказавшимся в Архангельске после взятия в плен во время Северной войны, или ее составили по показаниям шведов, вернувшихся домой из плена.

После того, как Петр перевел всю торговлю с заграницей в Петербург, Архангельск начал хиреть, и Гостиные дворы оказались никому не нужны. Городские власти пытались использовать постройки, в 19 веке там размещалась таможня, винные склады, но, в конце концов, Немецкий двор решили разобрать. В советские времена разобрали и часть Русского двора. Сейчас осталась лишь часть бывшего Русского двора, выходящая на набережную, маленькая часть от бывших складов, и одна башня (было шесть), примерно одна десятая от того, что было.


Edited at 2012-10-11 08:19 pm (UTC)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vaga_land
Date:October 12th, 2012 07:42 am (UTC)
(Link)
Нет, не выставочный зал, это часть областного краеведческого музея. До семидесятых годов краеведческий музей находился в двухэтажном дореволюционном здании, и там экспозициям было тесновато. В семидесятые годы музей переехал на центральную площадь в новое здание, где часть здания (верхняя) была занята жилыми квартирами, а нижняя часть была предназначена для двух музеев - изобразительных искусств и краеведческого. По меркам семидесятых музейные залы были очень хорошие. Музей изобразительных искусств и сейчас там находится.

Лет через 10-15 один из залов краеведческого музея, самый интересный, где рассказывалось о заселении Севера, о торговле с иностранцами, о Петре, о Ломоносове, пришлось закрыть, т.к. там никак не могли отремонтировать текущие трубы. В это время краеведческому музею как раз и передали Гостиный двор (раньше в нем находилась областная типография). Часть экспонатов перевезли туда, устраивались какие-то выставки, но начались девяностые, и жизнь там еле теплилась.

Сейчас Гостиный двор отремонтировали, но каким будет здесь музей, я пока не понял. На центральной площади, в здании семидесятых годов, экспозиции отделов природы и советского времени постоянные, а здесь то ли часть экспозиции будет постоянной, то ли выставки будут постоянно меняться.

Во всяком случае посмотреть экспонаты, относящиеся к истории Гражданской войны и интервенции пока негде. Весной была сделана выставка, правда, не очень богатая, но и ту в начале лета закрыли по причине нарушения авторских прав. Перепечатали кучу фотографий из альбома, изданного "ГАМАС", но они получили эти фотографии из лондонских музеев законно, а то, что этими фотографиями воспользуется еще кто-то, видимо, не подразумевалось. Сейчас ни знамя Дайеровского батальона, вышитое по эскизу Писахова, нельзя увидеть, ни материалы о лагере на Мудъюге, ни многое другое. Экспонаты интереснейшие, раньше они были в постоянной экспозиции, а сейчас в запасниках. Мне идея сделать из музея место проведения выставок не очень нравится. Основная экспозиция должна быть постоянной, а на выставках надо показывать экспонаты из запасников.

Нет, ни рисунков, ни картин Альберта Бенуа у нас нет. Как я понял из пояснительного текста к выставке, репродукции сделаны с работ, хранящихся в (хорошо, что я этот текст снял, сейчас перепишу дословно) Музее-Архиве истории изучения и освоения Европейского Севера России ЦГП КНЦ РАН. Что это за музей, я даже не представляю.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vaga_land
Date:October 12th, 2012 09:28 pm (UTC)
(Link)
Да, времени отнимает много, поэтому и приходится иногда "резать" то, что наснимал. О Скоке я не слышал, но посмотреть его северные работы хотелось бы. Вам ведь можно показать только несколько работ, "самых-самых", четыре-пять, не обязательно показывать большое количество, а если хотите, отберите то, что вам показалось наиболее интересным, скиньте мне. Я посмотрю, обработаю, потом вам обработанное перешлю, и вы у себя покажете, и я что-то у себя покажу.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vaga_land
Date:October 12th, 2012 10:01 pm (UTC)
(Link)
Если снимали сбоку, не страшно, я и сам часто так делаю, потом в Фотошопе исправляю искаженную перспективу. Когда выложите, дайте ссылку на альбом, и напишите пару слов о художнике (имя-отчество, и год рождения).
(Deleted comment)
(Deleted comment)
. Powered by LiveJournal.com