vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Categories:

Художники-участники экспедиций на Крайний Север



В Гостином Дворе посмотрел еще одну выставку, «Художники-участники экспедиций на Крайний Север». Почти вся экспозиция состоит из репродукций хорошего качества, а несколько картин-оригиналов выставлено, как я понял, для «оживления».
Ходил, смотрел репродукции, и все никак не мог понять, по какому принципу сформирована экспозиция, и что мне все это напоминает, а потом дошел до планшета с пояснительным текстом, и вспомнил. В 2008 году петербургское издательство «Гамас» (в тексте издательство почему-то названо научно-производственной фирмой) выпустило альбом ««Художники-участники экспедиций на Крайний Север». Я тогда заказал у них альбом с фотографиями, сделанными во время интервенции на Севере России, и раздумывал, не заказать ли мне и альбом о художниках. В конце концов, заказывать не стал, т.к. не хотелось покупать «кота в мешке». Вроде бы альбом и сейчас можно купить в издательстве, стоит он 1.150 руб., http://www.gamasgroup.ru/shop, но настораживает то, что с 2010 года не напечатана ни одна книга. Живо ли издательство?
Наверное, живо, потому что весной этого года в Гостином дворе была открыта выставка о Гражданской войне и интервенции на Севере, и все стены зала были увешаны фотографиями, переснятыми из альбома 2008 года издательства «Гамас». Летом выставку неожиданно быстро свернули, как проговорилась сотрудница музея, из-за нарушения авторских прав. Видимо, фотографии выставили, не спросив разрешения у «гамасовцев», вот они и возбудились. То, что нынешняя выставка сделана с соблюдением всех приличий, это понятно, нашим музейщикам два раза наступать на одни и те же грабли нет резона, потому о «Гамас» даже отдельный планшет сделали.




И альбом, и выставка, начинаются с репродукций литографий Редера, участника экспедиции 1837 года к Новой Земле Карла Бэра. Редер не был профессиональным художником, он служил на Санкт-Петебургском монетном дворе, и ни в одном документе не удалось найти его имя. Литографии с авторской акварельной раскраской были найдены на складе старых изданий Академии наук в 1933 году.



Редер «Новая Земля. Южный берег Маточкина Шара. Шхуна «Кротов» на фоне горы Носилова».




Редер «Новая Земля. Гора Матюшев камень-вход в губу Серебрянку».




Николай Васильевич Пинегин на борту «Святого Фоки» (1912-1914).




Пинегин «Новая Земля. В бухте Святого Фоки» (1912-1914).




Пинегин «Земля Франца-Иосифа. Айсберг в бухте Тихой» (1913-1914).




Пинегин «Полярная станция на Земле Франца-Иосифа» (1936).


Альберт Николаевич Бенуа (185201928) учился в 1871-1877 гг. в Академии художеств на архитектурном отделении, одновременно занимался акварелью. С середины восьмидесятых годов преподавал акварель в Академии художеств. Принимал участие в экспедиции на Кольский полуостров в 1920 году в качестве художника, и, возможно, побывал с экспедицией на Новой Земле в 1925 году. Как я понял, следов в документах об участии Бенуа в экспедиции не осталось, но на одной из акварелей, выполненных в той экспедиции, есть его подпись.



Бенуа «Летний вечер на Мурманском побережье» (1920).




Бенуа «Новая Земля. Черная губа» (1925).




Бенуа «Новая Земля. Маточкин Шар. Террасы» (1925).




Бенуа «Новая Земля. Маточкин Шар» (1925).




Бенуа «Новая Земля. Ольгино становище» (1925).




Бенуа «Новая Земля. Ольгино» (1925).




Бенуа «Колгуев» (1925).


Этнограф Владимир Владимирович Чарнолуский (1894-1969) занимался живописью в училище барона Штиглица, готовился поступать в Академию художеств, но в 1915 году ушел добровольцем на фронт. В 1925 году окончил этнографическое отделение Географического института, был в экспедициях на Севере. Зарисовки, сделанные им, относятся к 1922 году, когда этнографическая экспедиция побывала на Канинском полуострове, в Семже, Неси, Пеше. Кроме авторских подписей, у каждого рисунка есть пояснительный текст.



Чарнолуский «Канин Нос. Первый дебют на оленях» (1922).

«Из книги Чарнолуского об опыте управления «оленным» транспортом: “Мой мудрец бежал, когда бежали все олени, сворачивал там, где сворачивали все олени, останавливался там, где стояли, и трогался с места, не спрашивая моего согласия. Надо слонаться, на меня он не обращал ни малейшего внимания. Он добросовестно делал дело, порученное ему хозяином. На мои приемы управления он посматривал косо и делал вид, что совершенно не понимает, чего от него хочет эта чурка с глазами, которая сидит позади”».




Чарнолуский «Канин Нос. Он шептал слова красотке…» (1922).

«Чарнолуский иронизирует по поводу типичной коллизии полевой работы этнографа (или фольклориста). Успех исследований зависит от установленного контакта с информантами. Этнографы всегда работают со старшим поколением – и приходится «ухаживать» за какой-нибудь старушкой, как за барышней. Неофитам такие параллели неизбежно приходят в голову».




Чарнолуский «Семжа. Эвмория».

«Баня в любой экспедиции – всегда праздник, особенно на Севере, где коренные народы бань традиционно не имели. Слово “эвмория” с трудом поддается толкованию. По смыслу оно явно близко к “эйфории”. Может быть, это образец экспедиционного словотворчества по греческлму образцу – “эу (эв)” в переводе с греческого – благо; “морос” - глупый, неразумный. Возможно слово “эвмория” буквально означает “благоглупость”.
В углу, под банным полком на рисунке сидит некое лохматое существо. Скорее всего, это банник (банный хозяин) – нечистый дух, обитающий в бане, согласно народным представлениям. Рассказы о банниках широко бытуют на Русском Севере и вполне могли быть услышаны этнографами».


В экспозиции есть две картины (не копии) Александра Борисова, которые я раньше не видел.



Борисов «Материковый лёд» (1899).




Борисов «Летняя ночь в Карском море» (1928).
Tags: art (nord)
Subscribe

  • «Разруха не в клозетах, а в головах»

    01 Вышел недавно в Соломбале на площадь Терехина – ой, что это? А это то, что наши городские власти называют «благоустройством». 02 Сквер с…

  • Набережная Георгия Седова, дом №9

    В январе проходил мимо дома №9 на Набережной Георгия Седова в Соломбале – дом был явно нежилой, но все окна и двери были закрыты. Недавно снова…

  • Конец бывшего дома Бориса Опарина

    Точную дату постройки деревянного двухэтажного дома на углу Английской улицы (соврем. ул. Маяковского) и Никольского проспекта (с 1920 по 1993 гг.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

  • «Разруха не в клозетах, а в головах»

    01 Вышел недавно в Соломбале на площадь Терехина – ой, что это? А это то, что наши городские власти называют «благоустройством». 02 Сквер с…

  • Набережная Георгия Седова, дом №9

    В январе проходил мимо дома №9 на Набережной Георгия Седова в Соломбале – дом был явно нежилой, но все окна и двери были закрыты. Недавно снова…

  • Конец бывшего дома Бориса Опарина

    Точную дату постройки деревянного двухэтажного дома на углу Английской улицы (соврем. ул. Маяковского) и Никольского проспекта (с 1920 по 1993 гг.…