?

Log in

No account? Create an account
Дом Сутягина («деревянный небоскрёб»). - Солнце село в море и осветило рыбу — LiveJournal
December 15th, 2006
06:49 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Дом Сутягина («деревянный небоскрёб»).


Сутягин, он наш, соломбальский, а если точнее сказать, он из Первой Соломбальской деревни. Всего в Соломбале три деревни: Первая, Вторая и Третья. Названия старинные, на всех картах отмечены. Вытянулись они друг за дружкой по берегу Кузнечихи.

Хозяева в этих деревнях справные были. В каждом доме корова была, лошадь, а то и две, ну, а без лодки или карбаса, ты, считай, и не мужик. Без карбаса тебе в деревне никакого почета-уважения не будет. На карбасах и к Белому морю на рыбную ловлю ходили, и сено с дальней пожни, тоже, на карбасе доставляли. Моряки да рыбаки из соломбальцев у капитанов всегда в почете были.
При Советской власти народ, конечно, пожиже стал, поленивее, да и пить больше стали.

Сутягин ленивым не был, но и на Советское государство, за грамоты да путевки в санаторий, ему работать не больно-то хотелось. Жил бы Сутягин в прежние времена, быть бы ему Хозяином. Имел бы шхуны да пароходы, может, рыбой торговал бы, может, лес и смолу заготавливал бы. Но при Советской власти ему ходу, конечно, не было. «Шабашил», бригады собирал, что-то строил, да без особого размаха, хотя деньги были. Через деньги и пострадал. Что-то, видать, не поделил с конкурентами, и спалили его старинный, дедовский дом, подчистую. Дотла спалили, а вместе с домом и три машины сгорели.

Но вскоре разрешили кооперативы создавать, и тут Сутягин развернулся. Техники где-то достал, мужиков толковых насобирал, и дело у него пошло. Дело пошло, а деньга попёрла. В начале девяностых много денег стало у Сутягина. И решил он на месте сгоревшего дома построить новый. Нанял строителей, лес купил, бруса-досок напилил, и начал дом строить!

Сутягин, он, хоть и деловой человек, но в душе романтик. Захотелось ему не простой двухэтажный дом построить, а что-нибудь эдакое, повыше. Да чтоб башенка наверху была, чтобы можно было, сидя в этой башенке, чай-кофе попивать, да умные мысли думать. Спросил мастеров, могут ли они такую башенку сделать? Запросто, ответили мастера, ты нам только деньги плати. Будешь хорошо платить, мы тебе из дерева второй Эмпайр Стэйт Билдинг построим. А что, подумал Сутягин, это идея! Одно дело, сидя в башенке, чай-кофе пить и на Кузнечиху смотреть, и совсем другое дело, если из этой башенки двинскими далями можно будет любоваться.

Сказано-сделано! Сутягин деньги отстёгивает, машины брус да доски подвозят, строители топорами машут, работа кипит. Построили несколько этажей. Сутягин доволен. С самого верха и вся Кузнечиха как на ладони, и Двину вдалеке видно, и Кегостров. Но жизнь человеческая из того и состоит, что у человека всё новые и новые желания появляются. «Сказка о Золотой рыбке» Пушкиным ведь не на пустом месте написана.

Спросил Сутягин мастеров, можно ли еще выше дом построить, чтобы с самого верха море Белое увидеть? Можно, сказали мастера, только ты нам побольше денег плати, так как мы уже на такой высоте работаем, что у нас головы кружатся и к концу дня общая усталость в организме наступает.
Сутягин, как боевой конь удила закусил, деньги платит, машины брус да доски подвозят, строители топорами машут. Наконец, построили последнюю башенку и остроконечную крышу над ней поставили. Всё!

Хочется сказать, что после этого закинули мастера свои топоры в Кузнечиху и сказали: «Не было такого дома до нас и после нас не будет». Но нет, не говорили таких слов мастера, и топоры свои в воду не кидали. Не те времена…

Сутягин хотел уже в доме окна вставлять, полы настилать, лестницы строить, да не тут-то было! Соседи, до этого с ужасом взиравшие на выросший по соседству с их домами небоскрёб, опомнились и начали дружно строчить жалобы. Оказалось, что Сутягин затеял строительство своего чудо-дома, не имея на то разрешений ни от городского архитектора, ни от пожарных, ни от районной администрации. Чистая, наивная душа, дитя природы!
Да и время-то какое было? Середина бурных девяностых. Только в те времена чиновники районной администрации могли не замечать выросший на берегу Кузнечихи деревянный небоскрёб до тех пор, пока народ не стал писать жалобы.

Городские и районные власти, опомнившись, заявили: «Дом построен незаконно и должен быть снесён!»
Сутягин сказал: «А вот хрен вам! Не трогайте мою хрустальную мечту своими грязными руками».

К спору подключился главный в городе специалист по деревянной архитектуре, профессор Барашков, заявивший, что дом на самом деле двухэтажный, а на строительство двухэтажного дома специального разрешения не нужно. Оторопевшие власти поинтересовались, а что же такое построено выше второго этажа? Профессор Барашков разъяснил властям, что это крыша, просто она такая… несколько необычная…
Власти призадумались. Соседи Сутягина продолжали писать жалобы.

Неожиданно в противостоянии наступил перерыв. Один из сотрудников фирмы Сутягина украл у него крупную сумму денег. Это Сутягин так говорил.
Сотрудник говорил, что он чист, как слеза ребенка и никаких денег не брал. Сутягин ему не поверил и вывез на окраину города, в заброшенное бомбоубежище.
В течение трех дней Сутягин угощал сотрудника чаем-кофием, и по хорошему, по отечески просил вернуть деньги. Это Сутягин так говорил.
Сотрудник говорил, что чая-кофия ему не предлагали, не кормили, держали связанным, и даже иногда били.
Суд поверил не Сутягину, а его сотруднику, и упёк Сутягина на несколько лет в колонию.

Весь срок Сутягин не отсидел, вышел досрочно. Живёт в этом доме, на двух первых этажах. Власти периодически делают вялые попытки заставить Сутягина разобрать дом, но тот отвечает, что у него денег на разборку дома нет. У властей денег тоже нет. Соседи продолжают писать жалобы.

Ветры и дожди постепенно разрушают деревянные конструкции. Когда дует сильный ветер, иногда сверху падает оторвавшаяся доска и планирует в соседский огород. Осенью в тех местах ходить жутковато.

Мне кажется, что иногда, летом, в хорошую погоду, Сутягин поднимается по опасно скрипящим лестницам-времянкам на самый верх самой высокой башни и смотрит в сторону Белого моря.

Скажите мне, где, в какой стране человек может угрохать часть своего состояния только на то, чтобы из верхней башенки своего дома было видно море, при этом, забыв получить разрешение на строительство дома. Загадочна душа русского человека…






А знаете, что находится перед домом, трехэтажное, с небольшой крышей?
Не поверите, но это баня! С залом для игры в биллиард и еще с чем-то.

Tags:

(24 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:mak2a
Date:December 16th, 2006 01:36 am (UTC)

Детство, художества, друзья

(Link)
Мостик... Мостик туда ведёт мой любимый. В Кемском в своё время жило много "спецпереселенцев", из раскулаченных.
Фиг с ним, с Сутягиным.
Хорошее место - деревни соломбальские. Я в детстве уезжала туда уроки прогуливать - из 21-й школы (чтобы гарантированно маму или папу не встретить). И графика Таргонских была чудесная: где ивы, лодки и берег Соломбалки.
Недавно Таргонский ушёл, незаметно для большинства людей. Жалею - до слёз.
У Юрия Гобанова там мастерская.
А ещё сразу за мостиком была самодельная студия Васи Мариева, где мы с ним и Стасом Серебряковым делали в середине 90-х записи интересные весьма: ритм, шумы и слово. Там в любое время суток - если вдруг боль и смятение - можно было заснуть клубочком на стареньком диванчике под замечательную музыку с очень хорошим качеством воспроизведения. Устарела морально та студия...
[User Picture]
From:vaga_land
Date:December 16th, 2006 09:13 am (UTC)

Re: Детство, художества, друзья

(Link)
Да, да, да! "Горбатый мостик", как называли его коренные соломбальцы. Он был высокий, на тонких, хлипких сваях, но с него хорошо было видно и Соломбалку и оба берега. Весной этого года "горбатый мостик" снесли и на его месте поставили более прочный и надёжный, подвесной. Но подвесной мост гораздо ниже прежнего. Я проходил по нему, постоял, попружинил ногами, пораскачивался, но нет, "горбатый" был лучше. На этом уже нет чувства высоты. Как будто в кафешке, куда забегали студенты и актрисы из театра оперетты, сделали ремонт, переделали кафе в ресторан и туда стали приходить банкиры и прокуроры. Чисто, сытно, но скучно.
Обидно, что прошлой осенью я был на Соломбалке в том месте, много снимал его, но фотографии скинул на рабочий компьютер, а через несколько месяцев сменил место работы и нигде не могу найти тех фотографий, хотя, перед тем, как очистить рабочий компьютер, все свое переписал на диски. Но не могу найти и всё! Обидно...
Таргонского подкосила смерть жены. Я их не знал, но на выставках их работы всегда привлекали внимание. Говорили, что она много курила и умерла от рака. Я точно не помню, когда, не в конце 80-х? Если людям было хорошо друг с другом, то для того, кто остался, смерть другого это тяжелейший стресс и, рано или поздно, он сказывается на человеке.
Таргонский на продажу, кажется, ничего и не писал. В 90-е годы в художественном салоне стали появляться их совместные работы 70-х и 80-х годов, но большого формата, которым были нужны большие пространства офисов или банков, а значит, и цены были соответствующие, банковские.
Про студию ничего не знаю, но фамилию Мариев где-то слышал, хотя, возможно, это другой Мариев. Вы какой берег имеете в виду? Берег Кемского посёлка или тот, что ближе к улице Валявкина?
На берегу Кемского поселка, почти напротив мостика, на углу проулка, идущего к магазину "каменушке", стоит старый, неширокий по фасаду, но вытянутый в длину дом. Он начал заваливаться на бок, его никто не ремонтирует и, похоже, в него давно не ступала нога человека. Не этот дом имеете в виду?
Соломбальские деревни я тоже люблю. Возле дома Сутягина еще многолюдно, а дальше все тише и тише. Кстати, там, где сохранилась часть железнодорожной насыпи времен войны, улица называется просто и коротко-Вал. А если от Вала уйти к Третьей деревне, там вообще, тишина и покой. Но гулять надо в мае, когда сойдет снег и подсохнет земля. Помню, есть там один интересный домик, надо найти его и показать. Разбередили Вы меня воспоминаниями...
[User Picture]
From:granvik
Date:December 19th, 2006 06:45 pm (UTC)

Re: Детство, художества, друзья

(Link)
Остались ли среди жителей соломбальских деревень те, кому жаль старый горбатый мостик? Знаю, что жители ближайших к мостику домов поучаствовали в его утилизации - распилили на дрова. Они довольны - есть новый мост, по которому можно без опасения провалиться перейти Соломбалку. Пожалуй, только коренным соломбальцам его очень не хватает. А их остаётся всё меньше и меньше - дома скупают по дешёвке приезжие и на месте разваливающихся строят совершенно другие по архитектуре и духу. Для меня снос мостика - это варварство, разрушившее уникальный уголок города, который любили не только художники, фотографы, романтики, а и туристы, в том числе зарубежные. Снесли мостик только из-за разгильдяйства - его нужно было обслуживать, как это было до 90-х, и он простоял бы ещё десяток лет, а там можно было бы построить новый, такой же деревянный.
Последний горбатый мостик, как мне помнится, был построен в начале 80-х, вместо старого, который, впрочем, был гораздо в лучшем состоянии, чем последний перед сносом. Фотографии последнего мостика у меня остались, а вот предыдущего - нет. И очень жалею, что не снимал Соломбалку, когда она была полна катеров и лодок.
Дом Васи рядом с горбатым мостиком. Лично с ним не был знаком, но были общие знакомые и мы оба работали сторожами в одном детском саду - одну ночь он, а другую - я. В середине 90-х проходя мимо его дома, обычно можно было услышать, как играли что-то роковое. В то же время и мы с друзьями в первой же деревне, только в доме на ул. Линейной тоже играли что-то андеграундное.
[User Picture]
From:mak2a
Date:December 16th, 2006 03:06 pm (UTC)
(Link)
В дом Мариевых после смерти его тётушки (у которой Вася и жил, и студию - точку репетиционную там устроил) переехали его родители. Свою сейчас сдают. Такой бородатый пожилой мужчина с "космическими" глазами, преподаватель АГТУ, и худенькая невысокая женщина - эколог. Так что дом обитаем. Он не в проулке, а фактически сразу за мостом.
Мне нравился тот, хрупкий с виду, мостик. Более основательного я не видела. Боюсь, что впечатление будет сходным.. Вот в Ижме тоже был интересный мост. Его снесло в паводок - и не восстановили потом, но у меня он в одном стихе запечатлелся.

***
с мостика
меченного трясогузкой
под клекот речки порожистой
в такт стрижиному танцу покачиваясь
звала
ты расслышал

вспомнил
долгоножку на пряди волос
поверь
я немного богаче
навсегда
на всю жизнь и потом
мне дана пара солнц
отраженных в зрачках
в теплом сиянии глаз
нежность в улыбке твоей
ты не видел

после ливня
закат согревает луга
ты уходишь
туман золотится
небеса
я не в силах дышать

Это как раз середина 90-х. Я всегда любила эту... неосновательность, что ли.

О Таргонском. Я не о работах крупного формата, а о небольших графических. В своё время их пытался выставлять на продажу Андрей Зубрий. Был одно время ещё один салон, при Выставочном зале СХР. Я однажды водила туда друзей из Питера, советовала им купить удивительный пейзажик Таргонских - соломбальский, но они выбрали какую-то карандашницу из дерева совершенно не в духе города.
Печально дважды. Во-первых, он предназначался маме-петербурженке, которая в детстве прожила несколько лет именно в Кемском, а во-вторых - потому, что дух города они не уловили.
[User Picture]
From:basya
Date:January 9th, 2007 06:41 pm (UTC)
(Link)
Как интересно! Спасибо! Очень познавательное для меня совпадение, поскольку пишу статью о небоскребах в России и вдруг такой необычный сюжет... Скажите пожалуйста, а можно ли через Вас выйти на Сутягина, чтобы по телефону из Москвы взять у него интервью? Спасибо.
[User Picture]
From:vaga_land
Date:January 9th, 2007 06:48 pm (UTC)
(Link)
С Сутягиным я не знаком.
Спросите на сайте http://community.livejournal.com/arkhangelsk/
Может быть, там найдутся те, кто сможет Вам помочь.
[User Picture]
From:fil_spb
Date:February 1st, 2007 11:09 pm (UTC)
(Link)
а ввы не знаете где находится этот дом по гуглу?
http://maps.google.com/maps?f=q&hl=en&q=Arkhangelsk,+Russia&ie=UTF8&z=17&ll=64.576592,40.53454&spn=0.002625,0.010343&t=k&om=1
[User Picture]
From:vaga_land
Date:February 1st, 2007 11:13 pm (UTC)
(Link)
Посмотрел, спасибо. А как картинку скопировать?
[User Picture]
From:fil_spb
Date:February 1st, 2007 11:26 pm (UTC)
(Link)
скопироать проще всего если сделать принт скрин. а выы поняли де тама на фото нахоицца дом сутягина? я чота не разобрался.
а так сделайте принт скрин и вставьте в новый пейнт браш, адобе фотошоп и тд и тп.
Ничего если у себя в заметке про этот особняк я дал ссылку на ваш пост об этом особняке?
[User Picture]
From:vaga_land
Date:February 1st, 2007 11:39 pm (UTC)
(Link)
Без проблем! Я к этому очень спокойно отношусь. Ссылку дайте и достаточно. Да если люди просто пишут "нашел в Сети", это тоже нормально. Мне не нравится, когда берут фотографии, ничего про то, что это чужие фотографии не говорят, и создается впечатление, что тот, кто запостил эти фото, и является их автором.
А дом Сутягина найти просто. Найдите реку, где видно много плотов, это Кузнечиха. На середине реки большой остров. К западу от него, на небольшом расстоянии, хорошо виден маленький островок в виде буквы "Г". Двигайтесь вверх, на север, и неподалеку от берега реки сразу увидите дом Сутягина. Он высокий, поэтому отбрасывает очень большую тень.
[User Picture]
From:fil_spb
Date:February 1st, 2007 11:49 pm (UTC)
(Link)
пральна я нашол?



а вот линк на мой коктейль о Сутягине
http://fil-spb.livejournal.com/16051.html?mode=reply

нравяться мне такие люди как Сутягин. Вечный романтик)

[User Picture]
From:vaga_land
Date:February 1st, 2007 11:51 pm (UTC)
(Link)
Да, правильно.
[User Picture]
From:fil_spb
Date:February 1st, 2007 11:52 pm (UTC)
(Link)
пасиб. так же еси вы не протифф то я вас зафрендил.
[User Picture]
From:vaga_land
Date:February 1st, 2007 11:57 pm (UTC)
(Link)
Я не против. Только в своей статье Вы написали "Авторы фото не известны". Это не совсем точно. В моем посте все фото мои. Я в своем журнале показываю только свои фотографии, исключая старые фотографии, конечно.
From:(Anonymous)
Date:February 20th, 2007 12:42 am (UTC)

Соломбальский небоскреб

(Link)
Прочитал с ностальгией.
Давно не был в Соломбале и Архангельске. Иногда тоска забирает. Жалко Таргонских - очень талантливые были художники. Когда-то, лет 20 назад я с ними общался, у меня была подборка их маленьких картин ( что-то 30x30 см.) на тему старых деревянных домов. К сожалению с переездом все посеял.
Хорошо помню старую Соломбалу еще до нового строительства 70-90 годов. Жаль, что город потерял "горбатый" мостик. Мне кажется, что потеряет и небоскреб.
Некому к городе радеть об его историческом облике ( за исключением пары-тройки людей,но из никто не слышит). Скоро перестанут клепать катера, никогда уже по Соломбалке не пройдут парадом по выходным предметы гордости каждого настоящего соломбальца - катера. Если кто может - соберите побольше фото информации о деревянных катерах Соломбалы. ( в 70-е годы в Архангельске каждое лето на воду спускали более 40 тыс. катеров!!!) Настоящая армада! Я думаю, что в те времена каждый нормальный архангельский паренек прошел школу управления катером, лодкой, ремонта моторов, клепки катеров.
На моем сайте я тоже разместил короткую заметку о небоскребе.
http://vsevashe.blogspot.com/2007/02/blog-post_05.html
С уважением,

Владимир
[User Picture]
From:russian_writer
Date:March 5th, 2007 01:19 pm (UTC)
(Link)
жаль не знал про такое чудо когда был в архангельске!
[User Picture]
From:nat_zai
Date:February 21st, 2008 10:57 am (UTC)
(Link)
здраствуйте...не могу успокоиться - увидела дом...прочитала историю...прошло несколько дней - увидела ваш пост...хочу приехать сама увидеть эти места
я архитектор...и летом буду участвовать в конкурсе, где главный принцип - деревянные конструкции, их возрождение и использование для современных форм и целей...не могу не приехать посмотреть на архангельск
хочу спросить - можно ли расчитывать на встречу и попросить провести по старому-старому деревянному архангельску?
[User Picture]
From:vaga_land
Date:February 25th, 2008 07:05 pm (UTC)
(Link)
Я думаю, Вам нет смысла приезжать в Архангельск, если Вы хотите посмотреть деревянную застройку. И показывать, и смотреть, в городе почти нечего. Квартальная застройка в некоторых местах сохранялась до начала 80-х, а сейчас можно говорить только об отдельных домах, в лучшем случае, двух-трех, стоящих рядом, да и то, находящихся в очень плохом состоянии.
В деревнях в дельте Двины дома лучше сохранились, но добираться, не скажу, что трудно, но, несколько тягомотно. Зимой через Двину пешком по льду, летом на теплоходике, у которого интервал между рейсами несколько часов. Посмотрите тэг "Вокруг Архангельска", я и ходил, и ездил туда несколько раз, и, честно говоря, уставал.
В маленьких городках ситуация в этом плане гораздо лучше. Каргополь и Великий Устюг уже затоптаны туристами, а вот в Тотьме просто здорово! Я был там год назад, в январе, и мне там очень понравилось. Хочу еще раз туда съездить, и не на один день, а дня на три, но пока никак не получается. У меня в журнале и тэг отдельный есть про эту поездку, посмотрите.
[User Picture]
From:loginov_lip
Date:January 2nd, 2012 06:02 pm (UTC)
(Link)
Не думал, что этот дом такой современный.
[User Picture]
From:livejournal
Date:April 8th, 2012 09:11 pm (UTC)

Восьмое чудо Света

(Link)
User alexsrb referenced to your post from Восьмое чудо Света saying: [...] http://vaga-land.livejournal.com/69438.html [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:May 6th, 2012 09:00 am (UTC)

Небоскрёб Сутягина

(Link)
Пользователь lungrik сослался на вашу запись «Небоскрёб Сутягина» в контексте: [...] А вот интересный пост [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:May 8th, 2012 11:40 am (UTC)

Сгорел уникальный деревянный небоскрёб Сутягина

(Link)
Пользователь nandzed сослался на вашу запись «Сгорел уникальный деревянный небоскрёб Сутягина» в контексте: [...] вот интересный пост [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:November 24th, 2013 02:06 pm (UTC)

Дом Сутягина («деревянный небоскрёб»).

(Link)
Пользователь andreysst сослался на вашу запись в записи «Дом Сутягина («деревянный небоскрёб»).» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дом Сутягина («деревянный небоскрёб»). [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:July 10th, 2015 08:31 pm (UTC)

Архангельск утраченный

(Link)
Пользователь ufrrtkm сослался на вашу запись в своей записи «Архангельск утраченный» в контексте: [...] ал все тот же vaga-land, автор приведенных фотографий и интереснейшего рассказа о доме Сутягина [...]
. Powered by LiveJournal.com