vaga_land (Сергей Некрасов) (vaga_land) wrote,
vaga_land (Сергей Некрасов)
vaga_land

Categories:

Боцман с парохода «Барон Дризен»

взрыв БАРОНА ДРИЗЕНА 123 700.jpg

«Боцман парохода «Барон Дризен» Павел Васильев ПОЛЬКО помещен в лазарет, кто его принимал, и в чем он был одет, выяснить не удается. Полько помещен в лазарет до 3 час. дня, никаких ранений на нем замечено не было, он был в сильно возбужденном состоянии, не садился и не ложился, а все время ходил по палате, несколько раз бросался к телефону и просил позвонить в контору «Мартенс», откуда просил принести одежду. Полько намеревался уйти из лазарета, и для этого просил у больных соседей по палате брюки и фуражку. Он рассказывал, что будто бы в момент взрыва парохода «Барона Дризен» находился на пароходе и спасся – по первому рассказу – спрятавшись за железную стенку, по второму – в каюте, и по третьему – в ватерклозете».
(из полицейского рапорта)


экипаж парохода БАРОН ДРИЗЕН 1024 вз.jpg

Команда парохода «Борис Дризен». Возможно, боцман Полько тоже есть на снимке. В центре, между спасательными кругами, скорее всего, сидит капитан парохода Фриц Дрейман. После взрыва, 31 октября 1916 года он будет арестован, и помещен в губернскую тюрьму. Кроме капитана будет арестована его жена, Матильда Дрейман (на пароходе ее не было, она жила в Архангельске, как эвакуированная), старпом Дитрих Акмен, штурман Николай Казе, и 29-летний боцман Полько. Позже все, кроме Полько, будут освобождены. Полько приговорят к смертной казни, но была ли она приведена в исполнение – неизвестно. Вполне возможно, что Полько досидел в тюрьме до марта 1917 года, и затем вышел на свободу, как «жертва царизма».


Разрушения на причалах Бакарицы 1024 вз.jpg

Разрушения на причалах Бакарицы после взрыва.


схема место взрыва 1024 вз.jpg

План причалов и складов Бакарицы, составленный в августе 1916 года, с отмеченным позднее местом взрыва парохода «Дризен», и разрушениями на территории порта.


Барон Дризен до взрыва 1024 вз.jpg

«Барон Дризен» у причалов Бакарицы за несколько дней до взрыва.


Северное Пароходное Общество 1913 800.jpg

Кстати, многие, в том числе и Татьяна Трошина, пишут, что «Барон Дризен» был реквизированным германским пароходом. Как он мог быть германским пароходом, если еще до Первой мировой войны принадлежал Северному пароходному обществу и плавал под российским флагом? Может быть, пароходное общество было российско-германским, и после начала войны долю немцев реквизировали, но разбирался ли кто-нибудь в этом, я не знаю.


troshina_arkhangelsk_1914_1918_2008_cover_300.jpg

Посмотрел, что написано о взрыве в книге Татьяны Трошиной «Великая война… Забытая война… Архангельск в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)». Капитан «Барона Дризена» Дрейман у Трошиной эстонец, хотя он был мещанином города Риги, а Рига – столица Латвии. Впрочем, разве не мог эстонец быть приписанным к мещанскому сословию Риги? Боцман Полько у Трошиной Иван, а не Павел. В чем причина такой разноголосицы – не знаю.

Фрагмент из книги Татьяны Трошиной здесь http://vaga-land.livejournal.com/229237.html
Tags: Первая мировая (Архангельск)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments