Category: производство

Category was added automatically. Read all entries about "производство".

От Соломбалы до Хабарки (2)

Соломбала-Хабарка_1100_0.jpg

Прогулявшись от Соломбалы до Хабарки в солнечный день по бодрому морозцу, и увидев на следующий день, что погода так же хороша, снова пошел на Двину. В этот раз не стал выходить на берег там, где была территория лесозавода, свернул налево, и пошел по льду вдоль берега, чтобы свернуть в протоку. Путь получился чуть длиннее, но оттуда и центр города можно было увидеть.


Collapse )

От Соломбалы до Хабарки

Двина 1 1100.jpg

На днях, когда солнце светило ярко, а морозец был терпимым, минус одиннадцать, я не удержался, и сходил до Хабарки. Пошел после обеда, в начале четвертого. На переправе впервые увидел, что трапы через битый лед стали класть по два, а раньше клали по одному. Перила, впрочем, и сейчас поленились поставить.


Collapse )

«Они понимают, что должны быть созвучны эпохе…»

«Чем только не занимаются люди! Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Волховская гидростанция, совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "Уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "Полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно - как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода.
Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может найти сбыт. В советское время, когда в большом мире созданы идеологические твердыни, в маленьком мире замечается оживление. Под все мелкие изобретения муравьиного мира подводится гранитная база коммунистической идеологии. На пузыре "Уйди-уйди" изображается Чемберлен, очень похожий на того, каким его рисуют в "Известиях". В популярной песенке умный слесарь, чтобы добиться любви комсомолки, в три рефрена выполняет и даже перевыполняет промфинплан. И пока в большом мире идет яростная дискуссия об оформлении нового быта, в маленьком мире уже все готово: есть галстук "Мечта ударника", толстовка "Гладковка", гипсовая статуэтка "Купающаяся колхозница" и дамские пробковые подмышники "Любовь пчел трудовых"».

(Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок»)

Мыловаренный завод 1925 фр 700.jpg

Collapse )

Один в поле не воин

Обеденный привал изыскат партии 600 вз.jpg

Тяжелая была работа у архангельских изыскателей-одиночек в начале ХХ века.

«Разбойное нападение.
21 августа в Маймаксе произведено нападение на топографа лесного ведомства Яковлева при следующих обстоятельствах: Яковлев, проводивший лесную просеку, 21 августа, около 12 часов дня, расположился на пожне, близ лесопильного завода «Экономия», на обед. В это время к ним подошли 6 человек рабочих названного завода, крестьяне Архангельского уезда, Соломбальской волости, деревни Ижмы – Григорий, Михаил, Осип и Яков Варакины, Павел Коптяков и Михаил Сабуров; все были в нетрезвом состоянии (кроме того, в карманах у них было по бутылке водки). Крестьяне стали требовать с Яковлева 50 рублей за потраву пожни. Получив отказ, рабочие, вооружившись кольями, произвели нападение на Яковлева, разбили его шалаш и стали портить находившиеся тут вещи. Яковлев вынужден был бежать по берегу реки Маймаксы по направлению к вновь строящемуся заводу Масленникова. На пути его настиг Коптяков, который сбросил Яковлева с берега в р. Маймаксу, на глубину около 2-х аршин. Лишь благодаря умению плавать, Яковлеву удалось спастись и укрыться на заводе Масленникова. После этого нападавшие начали отвязывать с чалок стоящие около завода плитки леса Масленникова, но были прогнаны рабочими последнего. 22 августа нападавшие арестованы и отправлены в тюремный замок».
(«Архангельск», 26 августа 1908 г.)

Collapse )

«Я бьюсь каждый день, отыскивая место»

Укладка булыжника (1-2) 600.jpg

Василий Иванович Смирнов (1882-1941), костромской краевед, археолог, этнограф, директор Костромского музея, в 1930 году был арестован, приговорен к административной высылке, и в 1931 году оказался в Архангельске. Чтобы остаться в Архангельске, и не оказаться в числе тех, кого увозили еще дальше, ему надо было найти работу.

***
«Ищем работы в городе. Кое-кто пристроился. Один химик продал себя за 110 руб. в месяц и один бухгалтер за 125 руб. Прихожу в Камско-Печерскую экспедицию. Сидят молодые люди. - «Кто начальник экспедиции?» - «Вот тот», - указывают мне на юношу в кавказском поясе, оживленно беседующего о преимуществах каких-то блочных лодок. Выслушивает, что мог бы я делать в экспедиции. Все идет хорошо. Умею исследовать рыбные промыслы, работал по исследованию лесосплава, кустарных промыслов и т.д. - «А сколько вам осталось еще быть в высылке?» - спрашивает. - «Два года и три месяца». - «В таком случае принять вас не можем, я думал – месяц-два осталось, нам запрещено брать адмвысланных», - добавляет он.

Collapse )

Горе лодочников

Испокон веку соломбальские лодочники пользовались свободным проездом на Двину по речке Соломбалке мимо территории Судоремонтного завода и Военного порта. Даже в военное время, когда нужна была всюду бдительность во избежание хищений и шпионажа, р. Соломбалка оставалась свободной для прямого сообщения с Двиной. Ни на Судоремонтном заводе, ни в Военном порту никаких злоупотреблений от этого не случалось.
Только этим летом горькая участь выпала на долю соломбальцев. Приказом командира Военного порта был запрещен проезд на Двину по р. Соломбалке. Чтобы в лодке попасть на Двину живущему в 10 саженях от нее, нужно объехать кругом Никольского и Банного островов, сделать крюк 3-4 версты и по р. Кузнечихе спуститься на Двину, затратив вместо 15 минут 3-4 часа.
Лодочники в большинстве – рабочие. Такой окольный путь сильно бьет их по усталым рукам. Не пора ли отменить неуместный приказ!

Соломбалец

1922 год

Соломбалка 1918 800.jpg

Кадр кинохроники, снятой с самолета в августе-сентябре 1918 года. Об этом отрезке Соломбалки и идет речь в газетной заметке 1922 года. Слева Судоремонтный завод (соврем. «Красная кузница»), справа Военный порт (соврем. завод №176). В правом нижнем углу видна крыша здания морских казарм. Никольский проспект с мостом через Соломбалку остался внизу за кадром.

Поселок лесозавода №14. Часть 2

Лесозавод №14 Вход в котельную фр 600.jpg

История возникновения лесозавода №14, как и история мидян, темна и непонятна. Вроде бы, построил лесозавод в начале 1880-х годов промышленник Кыркалов, после его смерти завод стал принадлежать его наследникам, а в 1920 году завод был национализирован, и стал называться заводом имени Маслова. Михаил Александрович Маслов в 1918 году был председателем исполкома Маймаксанского Совета, занимался организацией отрядов Красной гвардии на маймаксанских заводах, но что потом с ним стало, никто не знает. В общем, личность полумифическая.
До 1920-х годов работа на архангельских лесозаводах была сезонной. В мае, по большой воде, шли к Архангельску по Северной Двине плоты с круглым лесом. Подведя плот к заводу, его оставляли возле берега, закрепив за вбитые сваи, и крестьяне, пришедшие на завод из деревень Архангельского уезда, а то из более дальних мест – из холмогорских, шенкурских или даже вологодских деревень, начинали работу, которая продолжалась до осени. Жили рабочие здесь же, на заводе, в казармах (слово «общежитие» появилось позднее).


Collapse )